В представленной статье рассматривается тема применения и корректировки тестов различных форматов. Отмечается, что использование тестов в вузе позволит контролировать знания студентов, а форматы тестирования помогут решить задачи как классической, аудиторной работы, так и дистанционного обучения. Авторами анализируется необходимость своевременной корректировки тестовых заданий, соответствующих требованиям и условиям образовательного процесса. Особое внимание уделяется современным системам тестирования и диагностики, реализованным с помощью алгоритмов искусственного интеллекта. Приводятся примеры современных платформ и выделяются необходимые требования к ним, а именно: создание разного рода заданий, открытость платформы, автоматическое представление результатов тестирования по различным параметрам. В работе также представлены результаты исследования, проведенного в четырех группах студентов первого курса Финансового университета направления «Реклама и связи с общественностью».
Современный этап развития системы образования связан с поиском путей перехода к новой парадигме, то есть к достижению новой цели образования. В данной статье рассматриваются инновационные методы формирования профессиональной компетентности сегодняшнего выпускника вуза с использованием технологии критического мышления. Автор подчеркивает, что особенности информационного общества обуславливают ряд личностных и профессиональных качеств, которыми должен обладать человек, чтобы соответствовать текущим мировым тенденциям. Автор приходит к выводу, что современные учебные процессы требуют качественных изменений в подготовке будущих высококвалифицированных специалистов и предлагает различные стратегии и методы развития критического мышления в сочетании с актуальными педагогическими подходами к внедрению данной технологии в образовательный процесс преподавания иностранного языка студентам неязыковых вузов.
В статье представлены результаты оценки эффективности использования интернет-мемов в качестве обучающего материала на занятиях по иностранному языку. В ходе исследования был проведен анализ интернет-мемов как элементов сетевой коммуникации, в частности, рассмотрены этапы их создания, трансформации и деконструкции; выявлен культурно-лингвистический потенциал интернет-мемов в качестве вспомогательного обучающего материала. Интернет-мем рассматривается как комплексная единица сопоставления вербального и невербального лингвистического компонента, который представляется достаточно эффективным средством визуализации обучения иностранным языкам. В ходе работы были использованы теоретические (анализ теоретической базы на заданную тематику, синтез и классификация) и практические (выборка, анализ, анкетирование) методы. В результате исследования была разработана схема анализа интернет-мемов на основе изученного материала и проведен лингвостилистический анализ их вербального компонента, что позволило разработать обучающие задания для студентов. Сравнительный анализ тестирования показал, что при использовании интернет-мемов в качестве дополнительного обучающего материала изучение иностранного языка проходит успешнее, в частности, у студентов экспериментальной группы был определен более высокий уровень прохождения контрольного теста и мотивации к изучению иностранных языков.
В статье рассматривается вопрос о необходимости сотрудничества между университетами в эпоху цифровых технологий. Автор демонстрирует возможность взаимодействия вузов на международном уровне, анализирует новые тенденции в обучении и традиционные педагогические практики. В работе также показаны перспективы сотрудничества университетов в рамках совместного использования мировых библиотечных хранилищ и архивации ценного материала. Автор указывает на тот факт, что университеты, особенно в развивающихся странах, не могут позволить себе достаточную исследовательскую деятельность в силу финансовых трудностей, ненадлежащих условий, устаревшего оборудования и недостаточного стимулирования профессорско-преподавательского состава. В конце статьи
предлагается ряд рекомендаций в целях применения и развития педагогических практик.
В статье рассматривается проблема использования современных цифровых технологий в обучении иностранному языку в образовательной среде в вузе. Цель исследования заключается в выявлении образовательных возможностей применения таких цифровых инструментов, как обучающее видео, цифровой класс, электронные тренажеры и цифровые приложения, в иноязычной среде в неязыковом вузе и выработке методических рекомендаций по их использованию в учебном процессе. В работе обосновывается актуальность использования цифровых технологий в системе образования, проведен обзор цифровых инструментов по иностранному языку, апробированных в учебном процессе, а также описан их дидактический и методический потенциал для повышения эффективности обучения иностранному языку. Результаты исследования содержат рекомендации по методике интегрирования цифровых технологий в иноязычную образовательную среду для организация аудиторной и самостоятельной работы студентов в вузе.
Статья посвящена рассмотрению подтвержденных дидактической практикой подходов к выбору оптимальных путей разрешении психологических проблем студентов, изучающих иностранный язык в неязыковых вузах в условиях максимального ограничения личных контактов с преподавателями. В работе показаны возможности учета личностных характеристик студентов при внедрении информационных технологий в процесс обучения. Проанализированы факторы, определяющие психологические характеристики обучающихся, а также особенности их внутренней и внешней мотивации к изучению иностранного языка. На основе опыта преподавания предложены пути обеспечения ответственного отношения студентов к своим обязанностям и причины возникновения негативных поведенческих ситуаций. В конце статьи авторы делают вывод о важности соблюдения законов психологии и индивидуального подхода при выборе методов стимулирования работы студентов с помощью текущих оценок.
В статье рассматриваются и актуализируются лингводидактические роли преподавателя: проектировщик, источник знаний, менеджер, куратор образовательного процесса, фасилитатор, диагност, эксперт, созидатель развивающей среды,— которые проявляются в ходе иноязычной подготовки менеджеров. Делается вывод о влиянии грамотного использования этих ролей на уровень подготовки будущих профессионалов. Автор обращает внимание на то, что на качество обучения будущих специалистов сферы управления влияют и другие участники образовательного процесса: административно-руководящий аппарат, внутривузовская служба психологической поддержки студентов, департамент по воспитательной работе и сами учащиеся, и говорит о связи иноязычного образования с отсроченным инвестированием как в обучаемых, так и в будущее экономики страны.
В статье рассматривается влияние растущего потока информации и внедряемых цифровых технологий на трансформации в сфере образования. Автор отмечает, что умение находить и анализировать необходимые данные, комплексно и системно, используя современные IT-технологии, подходить к решению возникающих проблем способствует формированию профессиональных навыков. Отмечается, что эти аспекты стали доминантами в современном образовании. Автор видит возможности для реализации поставленных целей в активном использовании междисциплинарных связей и мультилингвального профильного контекста. Сочетание различных дисциплин со своей спецификой и терминологической базой создает особую образовательную среду, в которой взаимодействуют подъязыки специальностей, языки математических символов и программирования, иноязычные термины. В статье показано, как подобного рода междисциплинарное многоязычие облегчает процесс управления обучением. Выдвинута гипотеза эффективности создания мультилингвальной среды для выстраивания индивидуальной траектории подготовки студентов с разным уровнем успеваемости в рамках учебного скаффолдинга.
В статье оценивается влияние синхронного и асинхронного видов обучения на овладение иностранным языком в онлайн-среде, которая, будучи гибкой и эффективной, облегчает студентам формирование, исследование и изучение информации. Автор рассматривает характерные особенности синхронного и асинхронного типов обучения, а также их совместное, так называемое «гибридное» использование в учебном процессе. Гибридная онлайн-среда сочетает синхронное обучение с асинхронным набором электронных действий, т.к. включает в себя и одновременность, и неодновременность. В статье приводятся примеры практического использования этих видов обучения иностранному языку в образовательной деятельности. Автор делает вывод, что их сочетание создает идеальную среду для электронного изучения языка и повышает эффективность этого процесса.
В статье рассматриваются некоторые особенности организации иноязычной подготовки бакалавров в неязыковом вузе. В качестве примера приведена разработка и проведение занятий с привлечением экспертов из реального сектора экономики. Представлены преимущества и недостатки подобного учебного взаимодействия, полученные на практике. На основе анализа методической литературы и эмпирических исследований делается вывод о том, что взаимодействие студентов и внешних спикеров во время практических занятий по иностранному языку может не только мотивировать к изучению языка специальности, но и расширить круг полезных связей, улучшить метанавыки бакалавров: презентационные, аналитические, аудиальные. Предложены рекомендации для создания более успешных форм профессионального педагогического общения с участием триады заинтересованных сторон: приглашенного лектора, педагога и обучающихся.
В статье изложен авторский подход к использованию научно-исследовательской работы в обучении иностранному языку в рамках специальности. Представлено понятие «профессионально ориентированное обучение иностранным языкам», проанализирована методология профессионального обучения иностранным языкам, приведен пример применения кейса, выступающего в качества формы и метода научно-исследовательской работы и направленного на формирование профессиональной коммуникативной компетенции будущего специалиста. В качестве особенностей организации данного вида работы обозначены: хороший уровень языковой подготовки, структурирование заданий; сотрудничество преподавателя иностранного языка и представителей реального сектора экономики; актуальность заявленной темы. Автор приходит к выводу, что профессионально ориентированный характер заданий в научно-исследовательской деятельности позволит усилить внутреннюю и внешнюю мотивацию студентов и послужит эффективным стимулом в изучении иностранного языка в профессиональной сфере.
Данное исследование раскрывает потенциал синтетического обучения; в нашем случае оно включает в себя комбинацию виртуальной реальности (VR), нейротренинга и метода биологической обратной связи для создания оптимальных условий обучения. Авторами было выявлено, что использование VR способствует повышению уровня медитации и концентрации у студентов в процессе обучения и может улучшить их учебные результаты. Также был исследован потенциал нейротренинга с использованием метода биологической обратной связи для развития когнитивных навыков студентов в изучении иностранных языков. Применение нейробиологической обратной связи в обучении языкам имеет большие перспективы. Прогресс в развитии этой технологии сделает ее доступнее и будет способствовать разработке эффективных методов обучения иностранным языкам. Результаты данного исследования подтверждают, что метод биологической обратной связи может быть эффективным инструментом для развития навыков медитации и концентрации внимания. Анализ использования нейрогаджетов в сочетании с VR-обучением позволяет получить более полное представление о возможностях улучшения вовлеченности студентов и запоминания материала. Полученные результаты подчеркивают значимость использования нейрогаджетов, метода биологической обратной связи вместе с обучением в иммерсивной среде виртуальной реальности (VR), дают более полное представление о том, как сочетание этих технологий может увеличить вовлеченность студентов и способствовать запоминанию материала. Авторы подчеркивают важность и указывают на перспективы развития данных технологий в образовании в будущем.
Статья посвящена проблеме обучения иностранному языку студентов нелингвистических направлений подготовки. В работе подчеркивается необходимость развития навыков функционального общения в иноязычной профессиональной среде на фоне формирования межкультурной коммуникативной компетенции. Функциональный подход к обучению иностранному языку как правило ассоциируется с особым способом преподавания его грамматики, однако в настоящее время представляется полезным проанализировать данный метод с когнитивных позиций с учетом таких явлений, как как функциональная грамотность, функциональное чтение, функциональный язык, необходимых для создания целостной системы преподавания. Автор описывает когнитивно-интерактивную модель коммуникации, которая способствует пониманию учащимися особенностей функционирования иностранного языка и побуждает их к использованию его в качестве инструмента для осуществления профессиональной деятельности.
В статье рассматривается вопрос оценочной деятельности преподавателя иностранного языка в нелингвистичесом вузе. Авторы анализируют различия между традиционными и формативными видами оценивания знаний студентов. При этом отмечается, что применение формативной оценки полезно при проверке и анализе текущего положения дел в преподавании иностранного языка и позволяет наметить пути совершенствования этого процесса в организационном и методическом плане. Такое оценивание способствует индивидуализации обучения, формирует качественно новые отношения между педагогами и студентами, повышает мотивацию последних к изучению иностранного языка и положительно сказывается на результатах. Исследование выполнялось при помощи таких методов, как обобщение теоретического и фактического материала, получение обратной связи, анализ, синтез, наблюдение и сравнение. Авторы приводят примеры и дают рекомендации по выбору средств и методов оценки работы студентов на занятиях по профессиональному иностранному языку.
Данная работа посвящена анализу одного из подходов к мобильному обучению — концепции «Принеси свое собственное устройство» (англ. Bring Your Own Device, BYOD). Несмотря на многочисленные преимущества BYOD в различных образовательных контекстах, внедрение мобильных технологий на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе оценивается неоднозначно. В данном исследовании рассматриваются проблемы, возникающие при использовании BYOD, а также предлагается набор критериев для отбора наиболее эффективных мобильных приложений. Кроме того, автором раскрываются практические аспекты внедрения BYOD в контексте обучения иностранным языкам. Анализ результатов исследования показывает, что для успешной реализации мобильного обучения задача отбора используемых приложений должна основываться на целевых ориентирах образовательного процесса и соответствовать концепции BYOD. Обеспечение надлежащего поддержания BYOD может существенно улучшить качество образовательного процесса и способствовать формированию навыков и компетенций обучающихся, необходимых для успешной работы в современном информационном обществе.
Цель данного исследования — выявить наиболее эффективные стратегии построения коммуникации между преподавателями и студентами в смешанной среде обучения на примере преподавания иностранного языка. Для достижения данной цели использовались интервью с преподавателями с последующим сбором данных об их стратегиях построения диалога и восприятии ими эффективности этих стратегий. Успешное установление полного взаимопонимания в смешанном обучении требует пристального внимания к таким факторам, как присутствие преподавателя и социального окружения, четкое руководство по общению, эффективная обратная связь и понимание культурных особенностей. Результаты данного исследования могут послужить руководством по выбору лучших стратегий эффективного общения преподавателя со студентами в смешанном обучении и решению проблем, связанных с установлением взаимопонимания со студентами в данном контексте. Значимость исследования заключается в том, что оно может стать источником информации для педагогической практики в обучении иностранным языкам.
В статье рассмотрены педагогические проблемы повышения вовлеченности студентов в образовательный процесс. Авторы анализируют международный теоретический и практический опыт в этой области и исследуют сложность динамического взаимодействия между студентами и образовательной средой на уроке с точки зрения различных видов вовлеченности. Для изучения теоретического и практического материала авторы используют сочетание общенаучных аналитико-синтетических и индуктивно-дедуктивных подходов. Результаты исследования показали, что поведенческая, академическая, эмоциональная и когнитивная вовлеченность студентов в изучение дисциплины «Иностранный язык» зависят от различных факторов образовательной среды — в том числе, от выбора концептуальных подходов к обучению, уровня сформированности лингвистических знаний и иноязычных коммуникативных компетенций. Авторы приходят к выводу, что вовлеченность студентов в образовательный процесс в высшей школе отражает эффективность академической, социальной и профессиональной направленности обучения, способствующей их успешности и профессиональной самореализации.
Предлагаемая статья продолжает цикл, посвященный особенностям иноязычного образования и когнитивным образовательным стратегиям, используемым в ходе обучения. Данные стратегии направлены на улучшение качества образовательного процесса и становления основного комплекса необходимых навыков и умений, которые впоследствии лягут в основу коммуникативной и социокультурной компетенций. Известно, что иноязычное образование многоаспектно, и одним из основных аспектов выступает когнитивный, в рамках которого происходит активное общение между студентами и преподавателями, процесс обучения становится более интересным, привлекательным и продуктивным. Когнитивный процесс изучения языка также предполагает использование определенных когнитивных образовательных стратегий (например, стратегии двойного кодирования, стратегии распределения знаний во времени и т.д.). В данной статье внимание сосредоточено на стратегии двойного кодирования, которая рассматривается как одна из самых широко применяемых и продуктивных при обучении иностранному языку.
Статья посвящена вопросам подготовки управленческих кадров, владеющих языком специальности для решения профессиональных задач. Дается обзор методов исследования, примененных при подготовке данной статьи: теоретических, эмпирических и экспериментальных. Уделяется внимание результатам исследовательской деятельности американского ученого и бизнес-тренера Тимоти Голви, которые до сих пор актуальны. Автор выделяет сложности, возникающие при работе с ребрами треугольников Голви при применении различных техник. Рассматриваются варианты использования двух техник, предложенных Голви, которые зарекомендовали себя при обучении персонала на рабочем месте. Делается вывод о том, что треугольники эффективности Голви могут быть использованы и в ходе освоения иностранного языка в профессиональной сфере студентами бакалавриата по направлению подготовки 38.03.02 «Менеджмент». Предлагаются практические рекомендации для внедрения данной технологии в учебный процесс.
Имидж организации (учебной группы) является одной из форм управления выбором потенциального клиента (студента и преподавателя). Проблема исследования остается актуальной, потому что, во-первых, общество стало осознаннее: студенты выбирают университет, исходя из имиджа (статуса) организации; преподаватели делают выбор в пользу сотрудничества и работы в определенных учебных заведениях, опираясь исключительно на имидж организации, который соответствует личным ценностям преподавателей. Во-вторых, в высших учебных заведениях все еще встречаются студенты, выбравшие университет, исходя из близости к дому, а преподаватель не соотносит себя и свой персональный бренд с организацией, в которой он работает. Цель исследования заключается в рассмотрении понятия имиджа организации как элемента внешней среды организационной культуры в рамках маркетинговой стратегии. Предметом исследования является внешняя среда организационной культуры и имидж организации.
В представленной статье актуализирована тема иноязычной подготовки магистрантов в неязыковом вузе. Автором выделяются основные характеристики обучения иностранным языкам на этом этапе и предлагаются эффективные методики развития профессионально ориентированных языковых навыков магистрантов. Отмечается, что такая подготовка станет эффективной, если будет учитываться возраст студентов, их прошлый языковой опыт, мотивация к последующему профессиональному развитию. Несомненно, иностранный язык является важной составляющей любой ступени высшего образования, но на уровне магистратуры он формирует профессиональную межкультурную коммуникативную компетенцию, необходимую для интеграции магистранта в профессиональное сообщество в будущем. Отмечается важность использования аутентичных языковых средств. Подчеркивается особая роль, которую играет преподаватель при формировании и развитии учебной деятельности и учебной компетенции магистрантов.
В статье говорится о значимости критического мышления в современном обществе и важности его развития в процессе обучения в вузе. Рассматриваемая автором модель Ричарда Пола может использоваться для развития навыков критического мышления у обучающихся в разнообразных ситуациях, в том числе при преподавании английского языка в университете, что необходимо для понимания и анализа языка, культуры и общества в англоязычных странах, а также для успешного применения знаний на практике. Преподаватели должны сосредоточиться на процессе получения, воспроизведения и использования знаний студентами для развития у них высших уровней мышления. Поскольку модель Р. Пола может помочь обучающимся улучшить мыслительные способности в рамках обучения английскому языку и другим дисциплинам и в то же время более эффективно решать повседневные задачи, она является эффективным инструментом для формирования аналитических навыков и критического мышления, и ее необходимо шире интегрировать в учебные программы.
В статье рассматриваются проблема определения ключевых компетенций преподавателей вузов и их содержание. Учебно-образовательная деятельность университета напрямую сопряжена с профессионализмом педагогов, а его задачей является формирование такого преподавательского состава, который соответствовал бы социальному запросу в отношении уровня профессиональной подготовки выпускников высшей школы. В настоящее время система образования претерпевает изменения, вызванные технологическими инновациями и трансформациями общественного развития, что ставит перед преподавателями новые задачи, связанные с необходимостью преобразований процесса обучения. Автором настоящего исследования выделены ключевые современные профессиональные компетенции преподавателя вуза, детализировано их содержание
В статье рассмотрены методическая целесообразность и приемы использования рефлексивного мышления для развития у студентов умений письменной профессиональной коммуникации. Анализ понятия и характеристик рефлексии позволил определить требования к организации обучения письменной коммуникации, главным из которых является создание условий для осознанного выбора приемов и средств коммуникации. Автором проанализирован ряд положений теории учебной деятельности, наиболее полно удовлетворяющей требованию развития профессиональной коммуникативной компетенции и личностных качеств студентов в обучении иностранному языку в профессиональных целях. Отдельное внимание уделяется приемам развития способности студентов к обоснованному выбору коммуникативных средств при подготовке сообщений в ситуации письменного общения. Приведены примеры заданий, имеющих целью пробудить у студентов потребность поиска нового знания, которая возникает в ситуации при обнаружении неполноты и противоречивости имеющихся знаний.
В статье анализируются особенности организации процесса практико-ориентированного обучения иностранному языку в условиях Финансового университета. Данный метод предусматривает замену традиционного способа передачи знаний более интенсивным, предусматривающим использованием новых технологий, что способствует росту мотивации обучающихся, овладению ими практическими навыками и умениями; особую роль играет формирование компетенций, приобретение опыта практической деятельности. К основным принципам такого обучения можно отнести его связь с практикой, сознательный подход к обучению, высокий уровень мотивации. Автор уделяет отдельное внимание применяемым при данном виде обучения методикам, исследует его преимущества, отмечает эффективность его использования.
В статье рассматриваются критерии составления опросных листов для оценки деятельности преподавательского состава студентами. Отмечается субъективность оценки преподавательских рейтингов и приведены теоретические и прагматические причины интереса к данной теме. Выражено мнение о том, что в используемых в настоящее время анкетах превалирование вопросов, связанных с личностными характеристиками преподавателя, представляет собой деструктивный аспект рейтингования. Автор делает акцент на необходимости пересмотра вопросов анкеты на основе профессиональных преподавательских навыков. Рассмотрены критерии профессиональной деятельности преподавателя иностранного языка курса Кембриджского университета (DELTA) и проведен сравнительный анализ данных критериев и вопросов анкеты «Преподаватель глазами студента» Финансового университета. Предложены новые формулировки и вопросы для анкетирования.
ISSN 2619-1482 (Online)