Функциональный подход в обучении иностранному языку студентов нелингвистических направлений подготовки
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-c-72-77(045)
Аннотация
Статья посвящена проблеме обучения иностранному языку студентов нелингвистических направлений подготовки. В работе подчеркивается необходимость развития навыков функционального общения в иноязычной профессиональной среде на фоне формирования межкультурной коммуникативной компетенции. Функциональный подход к обучению иностранному языку как правило ассоциируется с особым способом преподавания его грамматики, однако в настоящее время представляется полезным проанализировать данный метод с когнитивных позиций с учетом таких явлений, как как функциональная грамотность, функциональное чтение, функциональный язык, необходимых для создания целостной системы преподавания. Автор описывает когнитивно-интерактивную модель коммуникации, которая способствует пониманию учащимися особенностей функционирования иностранного языка и побуждает их к использованию его в качестве инструмента для осуществления профессиональной деятельности.
Об авторе
С. Л. КлиминскаяРоссия
Светлана Леонидовна Климинская — кандидат филологических наук, доцент, доцент Департамента английского языка и профессиональной коммуникации
Москва
Список литературы
1. Мельничук М. В., Калугина О. А. Эффективность обучения иностранному языку в вузе: компоненты эмоционального и интеллектуального. Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2021;8(14):2627–2632.
2. Романова М.В. Новые вызовы обучения иностранным языкам в условиях цифровизации. Германистика 2021: NOVE ET NOVA. Материалы IV Международной научной конференции (Москва, 10–12 ноября 2021 г.). М.: МГЛУ; 2021.
3. Третьякова В.С., Церковникова Н.Г. Цифровое поколение: потери и приобретения. Профессиональное образование и рынок труда. 2021; 2(45):53–65.
4. Земскова Е. С. Анализ поведения потребителей в цифровой экономике с позиции теории. Вестник евразийской науки. 2019;5(11):28.
5. М.Б. Оселедчик. Функциональная теория знания: процессы самосборки и самоорганизации знания. Гуманитарный вестник. 2022;5(97):7.
6. Ермоленко В. А. Развитие функциональной грамотности обучающегося: теоретический аспект. Пространство и время. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-funktsionalnoy-gramotnostiobuchayuschegosya-teoreticheskiy-aspekt
7. Черняк А.З. Знание как функция. Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2009;4(8):69–80.
8. Holme R. Literacy: an introduction. Edinburgh: Edinburgh University Press; 2004. 296 p.
9. Чигишева О.П., Солтовец Е.М., Бондаренко А.В. Интерпретационное своеобразие концепта «функциональная грамотность» в российской и европейской теории образования. Мир науки. URL: http://mirnauki.com/PDF/45PDMN 417.pdf
10. Куликова О.В. Самостоятельная работа студента как инструмент инжениринга качества образовательного процесса. Науковедение. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/samostoyatelnaya-rabota-studentakak-instrument-inzheniringa-kachestva-obrazovatelnogo-protsessa
11. Leavy B. Roger Martin explores three big ideas: customer capitalism, integrative thinking and design thinking. Strategy & Leadership. 2011;39(4):19–26.
12. Halliday M.A.K. An introduction to Functional Grammar. London: Arnold; 2004. 700 р.
13. Григоренко С. Е., Сагалаева И. В. Основные положения и критерии коммуникативно-когнитивного обучения иностранному языку. Педагогическое образование в России. 2014;(8):261–265.
14. Куликова О.В., Романова М.В., Климинская С.Л. Концептология в современных гуманитарных исследованиях: лингвистика и лингводидактика. Монография. М.: Прометей; 2021. 352 с.
15. Литвинов С. Технологии когнитивной лингвистики в обучении иностранному языку. Управление образованием: теория и практика. 2022;8(54):10–16.
16. Балашова Е.С., Ерофеева И.А. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности. Достижения науки и образования. 2022;3(83):29–31.
17. Сметанникова Н.Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития. Библиотековедение. 2017;1(66):41–48.
18. Султанова Г.С. Таксономия Блума как инструмент интеллектуально развивающего обучения студентов. Высшее образование сегодня. 2019;(1):14–19.
19. Feng Z. Functional Grammar and Its Implications for English Teaching and Learning. English Language Teaching; 2013;6(10):86–94.
20. Третьяк Г. В. Тюрдеева А. И. Когнитивно-коммуникативный подход в обучении иностранным языкам. Сахаровские чтения 2020 года: экологические проблемы XXI века. Материалы 20-й международной научной конференции Международного государственного экологического института им. А. Д. Сахарова (Минск, 21–22 мая 2020 г.) Минск: Белорусский государственный университет; 2020:207–210.
Рецензия
Для цитирования:
Климинская С.Л. Функциональный подход в обучении иностранному языку студентов нелингвистических направлений подготовки. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;13(2):72-77. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-c-72-77(045)
For citation:
Kliminskaya S.L. Functional approach to teaching a foreign language for specific purposes. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2023;13(2):72-77. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-c-72-77(045)