
Журнал «Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета» призван содействовать развитию гуманитарных дисциплин, расширять и усиливать мировоззренческую, научную и этическую составляющую общественной жизни, а также способствовать решению актуальных проблем современности.
В настоящее время гуманитаризация образования становится одним из решающих условий сохранения и укрепления позиций российского образования. Только при этом условии оно может быть органично вписано в ту конструкцию европейского образовательного пространства, которая складывается в последнее время. Не менее важные задачи стоят сегодня и перед гуманитарной наукой.
Редколлегия журнала стремится в меру сил и возможностей способствовать решению этих задач.
Журнал издается под эгидой Совета по гуманитаризации Финансового университета, который объединяет кафедры философии, социологии, психологии, политологии, истории, русского и иностранных языков.
Научно-образовательный журнал "Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета" издается с 2011 года.
Текущий выпуск
ТЕМА НОМЕРА: В ПОИСКАХ ДНК РОССИИ: МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ЦЕННОСТИ 
В статье поднимается весьма сложный вопрос о культурном коде, лежащем в основе российской цивилизации. Автор анализирует структуру политической культуры, вычленяет ее «онтологическую» составляющую, предлагает свою версию набора констант, определяющих базисные основы национальной ДНК. При этом в результате компаративного анализа имперского, советского и постсоветского опыта прослеживается их укорененность и преемственность в отечественной политической культуре.
Объектом исследования выступает историческая преемственность поколений и влияющие на нее факторы. Современное российское общество постоянно изменяется, что оказывает влияние на все сферы жизни людей. В связи с этим возрастает актуальность проблемы преемственности поколений, которая не просто отвечает за связь прошлого и настоящего, но и определяет вектор будущего развития страны в целом. Статья посвящена исследованию механизмов трансформации и трансляции исторической преемственности поколений в современном российском обществе. Авторами был проведен вторичный анализ социологических исследований, посвященных данной проблеме, а также представлена собственная интерпретация полученных данных. Материал затрагивает ключевые вопросы сферы исторической преемственности поколений.
В настоящей работе рассматривается комплекс проблем, возникающих в рамках изменения механизма передачи духовного опыта между поколениями. Авторы доказывают, что на это влияет технологизация общества, стремительное научно-техническое развитие, а также появление и все более глубокое внедрение новых средств коммуникации (в первую очередь, глобальной сети Интернет). Таким образом, стремительность развития различных общественных систем требует для духовной сферы жизни общества разработки новых подходов, которые будут больше соответствовать «новому миру». При проведении данного исследования использовались системный, институциональный и статистический методы.
В статье проведен обзор основных исследований современных российских авторов, касающихся проблем формирования национально-государственной идентичности российских граждан, политики идентичности и влияния идентичности на социально-политическую стабильность российского общества. В условиях динамично меняющейся политической реальности эти проблемы требуют нового уровня осмысления на теоретическом и эмпирическом уровне. В данном историографическом обзоре представлены современные политические, социологические, исторические и философские исследования. Отечественные авторы отмечают особую роль государства в процессе формирования национально-государственной идентичности, а также подробно анализируют цели, задачи, составные компоненты и результаты такой политики.
Статья посвящена проблематике научного изучения так называемых «сильных сторон» СССР. Автор констатирует наличие объективных сложностей при обращении к данной теме, демонстрирует ее фактическое присутствие не только в сфере публичного пространства, но и в современных зарубежных аналитических работах, даже не имеющих прямого отношения к истории Советского Союза. Отмечается диалектика формальной хронологической ограниченности данной проблематики и ее смыслового выхода за рамки советского периода. Автор постулирует относительность определения «сильных сторон» СССР и зачастую их непосредственную связь с теми сторонами действительности, которые можно определить как «слабые». «Сильные» стороны СССР рассматриваются через общий посыл об их общности, во всяком случае, частичной, в рамках российской цивилизационной модели и частичной же преемственности по отношению к России современной. Автор намечает целый ряд характеристик, релевантных определению «сильные стороны» СССР: фактическая преемственность советского государственного образования (его «историзм»); размеры территории; численность населения; устойчивые идеологические и пропагандистские паттерны, обеспечивающие поддержку Советского Союза за рубежом; идеократичность, интернациональный состав и высокая степень политической консолидации элит, их нацеленность на модернизацию, повышение общего образовательного уровня широких слоев населения.
В статье рассматриваются и анализируются причины возникновения и развития «культуры отмены» и русофобии как социально-политических и культурно-идеологических явлений. Кратко исследованы их исторические корни и предпосылки широкого распространения как на Западе, так и в России. Установлены ключевые элементы понятий «русофобия» и «культура отмены», а также соотношения по основным политическим, социальным, идеологическим и культурным параметрам. Определены предполагаемые перспективы развития русофобии как проявления «культуры отмены» в качестве политического инструментария «коллективного Запада».
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ 
В статье впервые исследуются социальные факторы, определяющие рождение и эволюцию экзистенции индивида. Экзистенция является негативным состоянием человеческой души, угнетающе влияющим на сознание и поведение человека. На основе анализа философских, психологических публикаций по экзистенциализму и художественной экзистенциальной литературы авторы выделили основные факторы, формирующие экзистенцию индивида. В статье впервые в философии экзистенциализма выявляются основные способы снятия экзистенциального напряжения индивида, что позволяет разработать методологию оказания социальной, медико-психологической и педагогической помощи людям при обостренной экзистенции.
Выпускникам часто сложно включиться в решение актуальных задач бизнеса. При этом их знания (hard skills) могут находиться на хорошем уровне, но часто не хватает развитых универсальных компетенций (soft skills). В статье рассмотрены методология оценки надпрофессиональных компетенций студентов вузов по итогам пилотного года проекта «Оценка и развитие управленческих компетенций в российских образовательных организациях». В качестве инструментов оценивания были разработаны и применены психометрические методики: универсальный личностный опросник, опросник жизнестойкости, тесты на анализ числовой и вербальной информации. В работе приведены описания и обоснования валидности и надежности тестов, используемых для диагностики универсальных компетенций, а также процедуры создания композитного конструкта. Авторами предложена методология создания композитного балла для объединения результатов оценивания с помощью батареи тестов и опросников. Полученный композитный балл позволяет учесть связи между оцениваемыми конструктами и упростить интерпретацию результатов оценивания.
В статье затрагивается актуальный и не до конца изученный вопрос взаимовлияния дискурса и властных полномочий. Цель исследования — изучение дискурса и текста, которые рассматриваются как социальная практика, в процессе чего язык используется для создания и поддержания властных отношений и, как следствие, является средством контроля и управления обществом. Отдельным вопросом при определении теоретико-методологических вариантов изучения языка в процессе управления является выяснение изначальных свойств, природы его генезиса, особенностей функционирования, т. е. все, что и позволяет языку быть инструментом властных отношений. Процесс контроля и управления обществом и осуществление при этом обратной связи как важнейшая функция языка рассматривается с теоретико-методологических позиций и в приложении к законодательству ряда зарубежных стран.
Департамент иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации постепенно приобретает статус межвузовской (с международным участием) площадки для научных исследований в области когнитивной лингвистики и профессиональной лингводидактики, которые находят отражение как в значимых и масштабных конференциях, так и в инновационном образовательном процессе. Актуализация неразрывной связи науки и практики обусловлена открытием в 2021–2022 учебном году направления «Лингвистика». В данной статье представлены первые результаты реализации программы магистратуры «Актуальные проблемы лингводидактики и методики преподавания иностранного языка», сфокусированные на определении лингводидактических основ, выявляющих структурно-содержательную модель формирования информационно-аналитической компетенции будущего специалиста, способного лингвистическими средствами обеспечить информационную безопасность организации. В работе обсуждается вопрос о том, что научно-практическое взаимодействие преподавателя и магистрантов должно выражаться, с одной стороны, в теоретическом обосновании аксиологических стратегий иноязычного образования, определивших ключевые концепты — принципы профессиональной лингводидактики, получивших новое звучание в целевой специфике. А с другой стороны, в отборе адекватных технологий, продиктованных заявленными принципами, и разработке практико-ориентированных заданий, выполняющих задачу направленности программы — лингвистического обеспечения информационной безопасности организации.
Исследование направлено на проверку гипотез о наличии взаимосвязи между различными типами внутреннего конфликта и потребительского поведения у женщин. Наиболее детально рассмотрен ценностно-смысловой конфликт как феномен, обусловленный взаимодействием важнейших личностных структур. В качестве дополнительных изучены потребительские ценности, субъективное финансовое и личностное благополучие, а также разновидности иррационального потребительского поведения: демонстративное потребление и ориентация на материализм. В исследовании выявлена согласованность между определенными типами внутреннего конфликта личности и определенным типом потребительского поведения. Обнаруженные закономерности открывают широкий простор для дальнейшей разработки этой проблемы за счет введения дополнительных личностных конструктов, расширения выборки и использования более точного диагностического инструментария.
АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 
История «Талибана» — исламской радикальной организации, запрещенной в России — берет свое начало в 90-е гг. ХХ в. Созданная при активном содействии (в том числе финансовом) Саудовской Аравии, Пакистана, ОАЭ, она на многие годы стала главным врагом США и других стран Запада. Свергнув власть Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) в начале 1992 г., талибы удерживали ее до 2001 г. Поставив под свое господство значительную часть страны, «Талибан» провозгласил о создании государства нового типа — Исламского эмирата Афганистана, признанного несколькими странами, в том числе спонсорами. В самом конце 2021 г. талибы вынудили США и их союзников спешно покинуть Афганистан и снова взяли власть в Кабуле (талиб в переводе с языка пушту — студент медресе, религиозной школы). Статья посвящена той внутренней и внешней политике, которую «Талибан» стремится проводить в Афганистане. Примет ли общество и мир эту политику, окажется ли она успешной, покажет время. Значительное внимание уделено также различным оценкам мировой общественности событиям в этой стране, в которой гражданская война полыхает уже более 40 лет. В связи с этой темой автор статьи вспоминает также о своих давних выводах, связанных не только с НДПА, но и в целом с политикой СССР по отношению к странам «третьего мира», сопровождая их своими современными оценками.
В статье анализируется исторический процесс экспансионистской политики мировых держав в регионе Ближнего Востока, особенно — на современном этапе, который происходит в условиях трансформации глобальной системы международных отношений. Отмечается постепенное ослабление влияния политики пространственной экспансии США в данном регионе. Автор рассматривает возможности российской концепции инклюзивной архитектуры безопасности в сфере обеспечения стабильности, мира и порядка на Ближнем Востоке. Отмечается, что ее важной составляющей является потенциал к расширению, который способен открыть новые горизонты сотрудничества как на уровне государств — участников структуры, так и в области защиты интересов третьих стран. Делается вывод, что данный формат системы безопасности способен не только противодействовать экспансионистской политике США, но и сдерживать деструктивные (для России) политики кросс-региональных держав в регионе, и в этой связи отвечает глобальным и региональным национальным интересам Российской Федерации.
В статье исследуются факторы, которые позволили монархиям Большого Ближнего Востока пережить протесты, известные как «арабская весна». Автором исследуется популярный в научном и медиаполитическом дискурсе аргумент о культурно обусловленной легитимности ближневосточных монархий, а также рассматривается ряд кейсов успешных антимонархических революций в регионе (Египет, Тунис, Ирак, Иран, Ливия и Йемен). Кроме того, в статье развивается идея о том, что все монархии Большого Ближнего Востока можно условно поделить на два типа — индивидуалистические и клановые. В работе показано, что важным элементом стабильности монархий являются патримониальные связи, которые тщательно выстраивались на протяжении нескольких десятилетий.
Страны оказывают помощь друг другу в рамках определенной политики, которая является основой для установления дружественных отношений между государствами. В прошлом подобная помощь была в основном сосредоточена в военной сфере, но на сегодняшний день международные организации, а также развитые государства помогают друг другу в различных областях. После того, как в марте 2020 г. было объявлено об эпидемии COVID-19, важность сотрудничества и взаимной помощи стала более ощутимой и очевидной. В статье автор дает оценку помощи, оказанной Генеральным консульством Турецкой Республики в Казани во время вспышки заболеваемости, а также рассматривает ее результаты.
В коммуникативно-деятельностном обучении, являющемся общепризнанной дидактической доминантой современной парадигмы преподавания иностранных языков, перспективной представляется методика предметно-языкового интегрированного обучения (в английской терминологии CLIL — Content and Language Integrated Learning). Базовым принципом данной методики является двунаправленность: изучение предмета при помощи языка, с одной стороны, и изучение языка посредством предмета — с другой. В центре изучения находится предмет, чье содержание студенту необходимо не просто понять и выучить, а осознать на иностранном языке. При этом, будучи помещенным в контекст определенной культуры, предмет приобретает лингвокультурные особенности, связанные с национальной спецификой профессиональной сферы. Фундаментальной задачей предметно-языкового интегрированного обучения является формирование у студента языковой когнитивной компетенции (CALP). Студент не просто осваивает предмет, но и повышает уровень владения иностранным языком за счет освоения лексико-грамматических конструкций и дискурсивных формул, ориентированных на конкретную предметную область. Использование нескольких иностранных языков (плюрилингвальный подход) позволило бы студенту еще более эффективно овладеть предметом.
Проблема развития творческой активности подрастающего поколения приобретает сегодня особую значимость. Современные экономические, технологические и социокультурные реалии, техническая модернизация отраслей производства, научные достижения обусловливают общественную потребность в инициативных, творческих людях, зачастую — с нестандартным взглядом на проблему, гибким мышлением, стремлением к преобразованию действительности и расширению границ имеющегося опыта, к выходу за его пределы. Это соотносится в первую очередь с государственным видением результатов образования в неязыковом вузе и современными мировыми тенденциями модернизации образования. В статье проведен теоретический анализ и представлена оценка результатов педагогического эксперимента по апробации модели развития творческой активности студентов в рамках иноязычного образования. В работе описывается авторская модель развития творческой активности студентов и приводится диагностика ее эффективности. В целях обеспечения объективности и возможности сравнения результатов первоначального и итогового этапов эксперимента применялся практически одинаковый диагностический инструментарий.
Статья посвящена анализу роли преподавателя как гаранта поддержания качества образовательного процесса в высшем учебном заведении в условиях дистанционного формата обучения. Автор приводит подробное описание экосистемы «Дистант», ее положительных и отрицательных сторон. Основу исследования составляет коллаборативный метод в обучении. Особенности обучения с помощью дистанционных технологий рассматриваются автором как с позиции студента, так и с позиции преподавателя. Личность преподавателя интерпретируется с точки зрения проводника коллаборативной и мотивирующей ролей. Особое внимание уделяется коллаборативному методу обучения, который оказался наиболее эффективным в период дистанционного обучения, так как именно он позволяет достичь максимального взаимодействия между рассматриваемой диадой коммуникантов образовательного процесса. Результаты исследования позволяют определить основные факторы, влияющие на качество образовательного процесса с применением дистанционных технологий, выявить основные сторонние элементы, в той или иной степени препятствующие достижению максимального эффекта в период дистанционного обучения.
СТАРТАП МОЛОДОГО УЧЕНОГО 
Сегодня существует множество различных подходов к изучению международных отношений и внешней политики государств, но остается открытой проблема структурного анализа внешней политики мировых лидеров. Ее исследование становится востребованным, когда происходит изменение баланса сил на международной арене. С древних времен каждое сильное государство стремилось расширить сферу своего влияния и утвердиться как гегемон. Исследование внешнеполитических проектов, которое предлагает или навязывает «крупный игрок», помогает оценить эффективность инструментов и спрогнозировать возможный итог. Россия имеет долгую историю геополитической борьбы за место среди мировых держав. Данная работа предлагает новый инструментарий по исследованию внешнеполитической активности — от идейного уровня до практической реализации. В рамках примера автором сформирована Pax-модель современного Китая и показаны Pax-модели России в разные исторические периоды.