ТЕМА НОМЕРА: ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ И ЦЕННОСТНО-МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ
В статье рассматривается проблематика управленческого применения термина «деструктивная идеология», введенного в российское правовое поле с утверждением в 2022 г. Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей. В исследовании анализируются присутствующие в научной дискуссии интерпретации нового термина в правовом, политологическом и социально-философском контекстах, представлено авторское прочтение термина «деструктивная идеология» как системы идей, направленных на целенаправленное разрушение традиционных ценностей, формирующих самосознание народа, и их замещение исторически чуждыми российскому обществу, несущими в себе угрозу его саморазрушения, дискредитации государствообразующих публичных институтов, присваивания функций государства альтернативными структурами, в том числе криминальными. Предложенная авторами терминология может быть использована в целях корректного применения управленческого инструментария государственной политики по сохранению и укреплению традиционных ценностей и эффективного противодействия социокультурным угрозам национальной безопасности Российской Федерации.
В качестве предмета исследования выступают анкеты первокурсников, обучавшихся по направлению «Политология» в период с 2015 по 2021 г., состоящие из двух частей и содержащие общие и профессиональные вопросы. Данное анкетирование позволяет проследить тенденции изменения природы абитуриентов и составить единую картину о поступающих. Подготовка специалистов этого профиля занимает значительное место в системе образования и играет ключевую роль в формировании соответствующего сектора на рынке труда. В исследовании выявлены преследуемые студентами цели и ожидания от учебы, представлен рейтинг предпочтительных профессий и тенденция смены интересов у первокурсников в разные годы. Информация внесена в таблицы, а также показана на диаграммах.
Несмотря на то, что патриотизм уже достаточно давно был объявлен российским руководством национальной идеей нашей страны, вплоть до начала специальной военной операции в 2022 г. в системе как среднего, так и высшего образования не наблюдалось ее практической реализации. В статье анализируются проблемы преподавания курса «Основы российской государственности», введенного в программы всех российских вузов в сентябре 2023 г. Опираясь на собственный опыт ведения данной дисциплины, автор дает свое видение целей и задач данного курса с учетом политической конъюнктуры и стратегических национальных интересов России. Кроме того, предлагается и обосновывается авторская версия тематики лекционных и семинарских занятий.
Актуальность статьи обусловлена необходимостью конструирования нового взгляда на сущность и особенности формирования кросс-культурной компетентности. Изменения политико-стратегических и торгово-экономических векторов сотрудничества в России нуждаются в теоретическом и практическом осмыслении с точки зрения потребности в подготовке специалистов к работе за рубежом. Целью исследования является разработка рекомендаций по формированию межкультурной компетентности у обучающихся в российских вузах. Методология работы включает анализ и синтез научной литературы, структурно-системный подход. Кроме того, авторами анализируются статистические данные, а также разработаны меры по направлениям формирования межкультурной компетентности, включающие рекомендации внедрить в учебный процесс подготовки студентов специальные дисциплины, ориентированные на изучение особенностей культур народов, стран и регионов Глобального Юга, и создать специальные программы повышения квалификации сотрудников и преподавателей вузов.
Вузы, готовя кадры высшей квалификации и влияя тем самым на конкурентоспособность страны и ее положение в международном сообществе, постоянно являются предметом научного анализа с целью выявления проблемных ситуаций, поиска методов их устранения и выработки системы мер для повышения качества образования. Ряд проблем высшей школы связан с ключевыми участниками образовательного процесса — п реподавателями. Социологические опросы показывают их неудовлетворенность своей заработной платой; недоверие к балльно-рейтинговой системе, параметры которой влияют на размер их материального вознаграждения; недостаточную для выполнения на должном уровне трудовых обязанностей внутреннюю мотивацию; эмоциональное выгорание вследствие больших нагрузок и недостатка свободного времени. Эти и другие проблемные ситуации в той или иной степени присущи и российским, и зарубежным университетам. Для удержания преподавателей в профессии и повышения производительности их труда применяются методы материального и нематериального стимулирования. Вопрос о том, какие из них являются наиболее действенными, имеет, таким образом, принципиальное значение для правильной организации работы высшей школы. Однако в настоящий момент научной теории стимулирования труда преподавателей нет, а эксперты высказывают разные, нередко противоположные, взгляды. Авторы статьи выявляют факторы, способные удержать педагогов в профессии и мотивировать их на повышение производительности труда.
В статье анализируется образовательная среда как фактор, который оказывает воздействие на профессиональную ориентацию студентов с инвалидностью, и проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе обучения в вузе, а также предлагаются практические рекомендации для решения существующих трудностей в сфере инклюзивного образования. Вопрос профессионального самоопределения молодежи с инвалидностью на данный момент является трудноразрешимым. В современной России граждане, имеющие инвалидность, остаются особой категорией, которая в недостаточной степени включена в социальные процессы, несмотря на различные попытки государственных структур разрешить сложившуюся ситуацию. В современных условиях высшие учебные заведения применяют разнообразные практики, нацеленные на помощь в профессиональном самоопределении и получении важнейших навыков и знаний таким студентам, для того, чтобы далее они могли быть конкурентоспособными на рынке труда, раскрыть свой потенциал, самореализоваться и интегрироваться в различные общественные структуры. Однако многие практики являются неэффективными. В рамках социологического исследования был проведен массовый опрос студентов с инвалидностью, обучающихся в московских высших учебных заведениях, а также серия экспертных интервью со специалистами в сфере высшего образования, авторами различных научных трудов, посвященных обучению в университете студентов с особыми образовательными потребностями.
Целью статьи является анализ подходов к обучению английскому языку в системе высшего образования на основе акцентированного использования метода проектов с учетом имеющегося опыта преподавателей языковых кафедр и департаментов. В ходе работы авторы анализировали и систематизировали труды отечественных и зарубежных ученых касательно использования метода проектов в рамках иноязычного обучения и изучали педагогический опыт применения метода проектов в рамках иноязычного обучения. Также проводилось анкетирование для определения целесообразности и эффективности применяемых методов, в котором приняли участие 80 студентов Финуниверситета, обучающиеся по направлению подготовки «Экономика» и изучающих обязательную дисциплину «Иностранный язык в профессиональной сфере». Практическая значимость исследования заключается в том, что данный материал может быть использован педагогическими работниками для применения цифровых технологий в организации проектной деятельности в иноязычном обучении в неязыковом вузе.
ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ
Власть и этика — два неразрывных фактора в международных отношениях. При этом целью этики является ограничение разрушительного воздействия власти. Однако сегодня мы наблюдаем следующую картину: правительства и власть имущие утверждают, что принимают решения на основе этических принципов, но на деле такие заявления зачастую не имеют под собой оснований, а этические нормы и общечеловеческие ценности всячески попираются. Следовательно, надо «внедрять этику» в международные отношения. В этой связи необходимо создать прогрессивную модель, включающую этические основы, которую можно было бы использовать в качестве парадигмы.
Главный источник настоящей статьи — доклад «The Return of Great Power War: Scenarios of Systemic Conflict Between the United States and China» (далее — Доклад). Характерно, что противостояние США и КНР, рассматриваемое в Докладе, в существенной части анализируется его авторами со ссылками на предыдущий опыт противоборства сверхдержав периода холодной войны. Неслучайно поэтому Советский Союз упоминается в нем более 70 раз. Именно «советский след» в Докладе — тема настоящей статьи. Тематические сюжеты, к которым обратился автор, в основном относятся к четырем смысловым блокам: 1) оценка военных возможностей сторон противостояния; 2) утверждение глобального, а не регионального характера экспансии советского государства; 3) неверные трактовки экономических возможностей Советского Союза, представленные в Докладе; 4) ошибочность попыток моделировать грядущее поведение КНР, основываясь на опыте взаимодействия США с Советским Союзом. Первые два блока были рассмотрены автором в предыдущей статье. Настоящая же работа посвящена анализу третьего и четвертого смысловых блоков Доклада. Внимание автора сосредоточено не только на констатации ошибок в трактовках американских аналитиков, но и объяснении причин, по которым они их допускают.
В современном мире отечественные предприниматели строят свой бизнес с помощью социальных сетей. В режиме изоляции приоритетным способом взаимодействия и продвижения стал event-маркетинг, способный повысить узнаваемость бренда, сформировать лояльность аудитории с помощью шоу, события. Сегодня, в условиях возврата организаций в привычный режим работы офлайн, фирмы могут использовать успешный опыт применения цифровых моделей коммуникаций, совмещая его с традиционным. Для этого им необходимо проанализировать успешные методы продвижения в пандемийные годы, чтобы определить предпочтения аудитории и выбрать направления и каналы коммуникаций. В статье рассмотрены особенности продвижения брендов fashion-индустрии в условиях сокращения digital-каналов коммуникации в России в 2022 г., в том числе Instagram*, Facebook* . Описано влияние событийного маркетинга и показана его роль в индустрии моды на формирование лояльности аудитории к брендам, представлена статистика, намечены пути эффективного использования event-маркетинга.
Примечание: знаком «*» обозначены ресурсы, принадлежащие Meta (признана в РФ экстремистской организацией, ее деятельность запрещена на территории РФ).
Современному миру свойственна политическая нестабильность. Уже долгое время фейковые новости играют важную роль в политике и являются одним из способов влияния на массы, а также технологией формирования и управления общественным мнением. В данной работе даются основные понятия, поверхностно затрагивающие фейковые новости; рассматривается их определение, алгоритм создания, подходы к классификации. Кроме того, в статье обозначены пути дальнейших исследований, направленных на изучение того, каким образом фейковые новости влияют на общественное сознание и формируют представление о чем-либо.
Настоящая статья посвящена роли личности в истории в историософских концепциях Г.В.Ф. Гегеля и Н. А. Бердяева. Их непосредственное сравнение представляется настолько трудоемкой задачей, что едва ли может быть выполнено в таком кратком формате, однако наиболее примечательные детали ярче всего обнаруживают себя у обоих философов в вопросе об отношении личности к истории. В ходе исследования было выявлено, что если для Гегеля личность есть часть исторического процесса и подчинена ему, то для Бердяева, напротив, история может быть понята и представлена как средство становления личности. Ход мировой истории, по Гегелю, напрямую зависит от личностной практики.
Бердяев же считает, что личность по отношению к истории принципиально первична.
В предлагаемом исследовании проводится междисциплинарный анализ проблемы случайности в различных формах социальной деятельности. Авторы находят существенную взаимосвязь лингвистического анализа с выводами финансовой математики о возможности прогнозирования в условиях неопределенности, что реализует стремление найти стратегию выгодных действий в случайных процессах. Это стремление нашло отражение в смысловом содержании понятия «мартингал». В течение столетий оно использовалось для обозначения особых возможностей управления конной упряжью. Затем им начали называть выигрышные стратегии в различных азартных играх, ведущие к обогащению того, кто ими владеет. Введение в эти стратегии математических расчетов явилось одним из оснований теории вероятности. В середине прошлого века термином «мартингал» стали обозначать процесс накопления капитала при реализации торговой стратегии на финансовом рынке. В последние годы данное понятие характеризует вычисляемые стратегии игры на финансовым рынке. Это открыло возможности формирования версии теории вероятностей, специально приспособленной для моделирования рыночных явлений и процессов. Появление науки о квантовых вычислениях и новых вычислительных возможностей на практике возрождает проблему борьбы с неопределенностью с использованием средств современной цифровизации. Поэтому концепция мартингала как поиска возможностей управлять случайными процессами остается актуальной не только для современной экономической мысли, но и для различных областей социального и гуманитарного знания. Анализ природы случайности и ее различных проявлений оказывается востребованным также в области повседневной жизни современного человека. Это делает его актуальным для образовательных программ экономической и финансовой грамотности населения.
В статье с помощью экспертного опроса (интервью) специалистов, изучения статистической отчетности и метода прогнозирования проведен анализ рисков и оценены последствия дефицита доверия в экономических отношениях. В результате автор делает вывод о том, что дефицит доверия инициирует развитие девиантных моделей экономического поведения. Разрыв социальных связей, кризис институциональных условий, размывание значимости репутационного капитала снижают готовность экономических агентов соблюдать гарантии добросовестного выполнения обязательств. В сложившихся условиях стабилизации экономических отношений можно достичь, наращивая генерализированное доверие в обществе и создавая институциональные условия для формирования предсказуемости действий экономических субъектов. Для компенсации рисков доверия на международной арене следует развивать новые каналы ведения внешнеэкономической деятельности и выстраивать обновленные логистические цепочки.
АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В условиях трансформации существующего миропорядка прогнозируется обострение информационного противоборства. Значение новых медиа как основного источника информации новостного и политического содержания в условиях продолжающейся цифровизации всех сфер жизнедеятельности человечества неуклонно возрастает. На настоящем этапе виртуальные сетевые сообщества не только выполняют функцию распространения контента, но зачастую выступают в качестве координирующего центра управления политическими процессами, как позитивного, так и противоправного содержания. Данная тенденция в полной мере характерна для Российской Федерации, где особая роль принадлежит мессенджеру Telegram.
Процесс реинтеграции Республики Крым и города Севастополя сегодня еще не закончен. В этом контексте необходимо обратить внимание на его политико-психологическую составляющую — проблему формирования российской национально-государственной идентичности. Политико-психологический подход предполагает анализ не только рациональных аспектов этого процесса, но и места в нем неосознаваемых факторов, в том числе символического пространства идентичности. Исследование проходило на базе Севастопольского университета с использованием анкетного опроса, включающего закрытые и открытые вопросы по репрезентативной для двух регионов выборке. Всего было опрошено 2100 респондентов. Для исследования были выделены такие элементы, как образ территории, образы личностей, имеющих символическое значение, исторические символы.
В условиях текущих экономических и политических реалий все бо́льшую актуальность приобретают вопросы, связанные с детерминантами протестных настроений в обществе, которые могут служить инструментом мобилизации протестной активности со стороны заинтересованных политических акторов. Данные проблемы приобретают особую значимость в условиях проведения СВО. Статья посвящена изучению некоторых экономических аспектов, которые способны оказывать влияние на формирование и развитие протестных настроений в российском обществе. Проводится анализ возможной корреляции между отдельными индикаторами уровня социально-экономического развития государства и ростом протестных настроений. Отдельное внимание в работе уделяется анализу потенциальных форм и методов профилактики указанных негативных явлений со стороны государства, которые применяются или могут применяться в будущем.
Целью данной статьи является изучение состояния наиболее крупных отечественных IT-компаний в условиях санкций. Автором рассмотрены топ-100 компаний из рейтинга TAdviser за 2023 г. Выявлены диспропорции между производителями аппаратного обеспечения (АО) и программного обеспечения (ПО). Рассмотрены общие проблемы экономики, вызванные санкциями, а также то, как государство стремится их нивелировать посредством дотаций и налоговых послаблений для компаний и сотрудников. На основе полученных данных проведен SWOT-анализ IT-сферы экономики Российской Федерации. Выявлено, что санкции наиболее сильно ударили именно по иностранным компаниям, действующим на российском рынке, что дает отечественным разработчикам возможности для активного роста. Повышенное внимание к отечественным IT-компаниям также связано с необходимостью замены иностранного оборудования и программ, используемых на современном этапе органами государственной власти и системообразующими предприятиями Российской Федерации. Данные факторы выступают причиной повышения активности взаимодействия органов государственной власти нашей страны и IT-предприятий.
Целью исследования является анализ внедрения цифровых технологий в образовательный процесс высших учебных заведений стран Содружества Независимых Государств (на примере Российской Федерации и Республики Узбекистан) для лиц с ограниченными возможностями здоровья. В процессе исследования сформулированы ключевые проблемы и сформированы предложения по их разрешению. Цифровые технологии предоставляют реальный шанс для малоподвижных, слепых, слабовидящих и студентов с заболеваниями органов дыхания, а также других категорий людей с инвалидностью в разных регионах СНГ с разной социокультурной динамикой получить высшее образование, а в дальнейшем — и работу. Преодолевая недостатки, можно существенно увеличить эффективность цифровых технологий. При этом индивидуальные программы и выполнение заданий с обязательным применением аудиовизуальных средств — один из главных способов обучения.
Визуальные образы являются неотъемлемым инструментом для осознания абстрактных понятий, в том числе и в экономике, где они могут облегчить понимание сложных идей. Однако такой подход требует не только знания языка, но и понимания культурологических нюансов, специфичных для общества людей, говорящих на этом языке. В данной статье представлен инновационный подход к изучению экономических понятий на иностранном языке, который включает как поиск визуального образа, так и его сатирическое прочтение. Результаты показали, что использование данного метода может повысить уровень восприятия, понимания и запоминания экономических терминов у студентов нелингвистических вузов, изучающих иностранный язык.
В статье рассматриваются цели обучения языку специальности, а также роль и функции контроля при их реализации. Анализируются условия, нужные для качественного проведения контроля учебных достижений в ходе освоения дисциплины «Иностранный язык в профессиональной сфере» студентами бакалавриата по направлению подготовки «Социология». Доказывается необходимость модернизации методов контроля, при помощи которых можно не только проверять у студентов уровень сформированности различных компетенций, согласно ФГОС ВО, но одновременно с этим развивать у них навыки критического и креативного мышления. Предлагаются рекомендации по взаимодействию со специалистами профильных кафедр и приглашенными лекторами из реального сектора экономики, а также по организации дополнительной профессиональной подготовки для преподавателей, которые обучают будущих социологов языку специальности.
В настоящее время в процессе формирования политической элиты прослеживается следующая тенденция: отбор кандидатов производится из руководителей субъектов Российской Федерации. При успешном выполнении своих обязанностей на должностях губернаторов кандидаты могут быть назначены на более высокие должности в федеральный центр и продолжать продвижение по карьерной лестнице. В статье проводится анализ кадровых изменений политической элиты РФ после выборов президента в 2024 г., прослеживается характер перестановок и их влияние на состав губернаторского корпуса и Правительства РФ.