Рекомендации по формированию межкультурной компетентности у студентов вузов
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-2-30-35
Аннотация
Актуальность статьи обусловлена необходимостью конструирования нового взгляда на сущность и особенности формирования кросс-культурной компетентности. Изменения политико-стратегических и торгово-экономических векторов сотрудничества в России нуждаются в теоретическом и практическом осмыслении с точки зрения потребности в подготовке специалистов к работе за рубежом. Целью исследования является разработка рекомендаций по формированию межкультурной компетентности у обучающихся в российских вузах. Методология работы включает анализ и синтез научной литературы, структурно-системный подход. Кроме того, авторами анализируются статистические данные, а также разработаны меры по направлениям формирования межкультурной компетентности, включающие рекомендации внедрить в учебный процесс подготовки студентов специальные дисциплины, ориентированные на изучение особенностей культур народов, стран и регионов Глобального Юга, и создать специальные программы повышения квалификации сотрудников и преподавателей вузов.
Об авторах
Ю. П. ТенРоссия
Юлия Павловна Тен — доктор философских наук, доцент, профессор кафедры менеджмента
Москва
Л. В. Приходько
Россия
Лилия Васильевна Приходько — кандидат технических наук, доцент, доцент кафедры стратегического и инновационного развития
Москва
Список литературы
1. Садохин А. П. Межкультурная компетентность: сущность и механизмы формирования. Автореф. дисс. … д-ра культурологических наук. М.: Российская академия государственной службы при Президенте РФ; 2009. 42 с.
2. Шатилов А. Б., Волхонская З. И., Осинина Д. Д. Приоритетные ценности «генетического кода» российской государственности. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2023;25(1):97–112.
3. Чумаков А.Н., Ли Х., Алешковский И. А. и др. Россия и Китай в глобальном мире. Актуальные вопросы межкультурного сотрудничества. Чумаков А. Н., Ли Х., Алешковский И. А., ред. М.: Дашков и К; 2023. 298 с.
4. Matveev А. Intercultural Competence in Organizations. A Guide for Leaders, Educators and Team Players. New York: Springer; 2017. 182 p.
5. Matveev A. The intercultural competence models. NY.: SAGE Publications Ltd; 2020:49–73.
6. Giles H., Coupland J., Coupland N. Accommodation Theory: Communication, Context, and Consequence. New York: Cambridge University Press; 1991.
7. Michailova S., Holden N., Paul S. Conceptualizing Cross-Cultural Management Competence. New York: SAGE; 2020.
8. Washington M. C., Okoro E. A., Thomas O. Intercultural Communication In Global Business: An Analysis Of Benefits And Challenges. International Business & Economics Research Journal. 2012;11(2):217–222.
9. Ferri G. Intercultural communication. London: Palgrave Macmillan; 2018. 117 p.
10. Тюриков А. Г., Дягилев В. В., Кулешов С. М. Доверие в системе оценки эффективности межкультурной коммуникации. Коммуникология. 2022;10(2):69–83.
11. Braslauskas J. Developing intercultural competences and creativity: the foundation for successful intercultural communication. Creativity Studies. 2021;14(1):197–217.
12. Астафьева О. Н., Ахмадиева Р. Ш. Креативный сектор инновационной образовательной среды вузов кульутры. Обсерватория культуры. 2023;20(3):228–240.
Рецензия
Для цитирования:
Тен Ю.П., Приходько Л.В. Рекомендации по формированию межкультурной компетентности у студентов вузов. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024;14(2):30-35. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-2-30-35
For citation:
Ten Yu.P., Prikhodko L.V. Recommendations for Developing Intercultural Competence Among University Students. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2024;14(2):30-35. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-2-30-35