Опыт материального и нематериального стимулирования преподавателей в российских и зарубежных вузах: цели, методы, итоги
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-2-36-45
Аннотация
Вузы, готовя кадры высшей квалификации и влияя тем самым на конкурентоспособность страны и ее положение в международном сообществе, постоянно являются предметом научного анализа с целью выявления проблемных ситуаций, поиска методов их устранения и выработки системы мер для повышения качества образования. Ряд проблем высшей школы связан с ключевыми участниками образовательного процесса — п реподавателями. Социологические опросы показывают их неудовлетворенность своей заработной платой; недоверие к балльно-рейтинговой системе, параметры которой влияют на размер их материального вознаграждения; недостаточную для выполнения на должном уровне трудовых обязанностей внутреннюю мотивацию; эмоциональное выгорание вследствие больших нагрузок и недостатка свободного времени. Эти и другие проблемные ситуации в той или иной степени присущи и российским, и зарубежным университетам. Для удержания преподавателей в профессии и повышения производительности их труда применяются методы материального и нематериального стимулирования. Вопрос о том, какие из них являются наиболее действенными, имеет, таким образом, принципиальное значение для правильной организации работы высшей школы. Однако в настоящий момент научной теории стимулирования труда преподавателей нет, а эксперты высказывают разные, нередко противоположные, взгляды. Авторы статьи выявляют факторы, способные удержать педагогов в профессии и мотивировать их на повышение производительности труда.
Об авторах
Н. А. ОреховскаяРоссия
Наталья Анатольевна Ореховская — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой гуманитарных наук
Москва
А. В. Деникин
Россия
Анатолий Васильевич Деникин — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных наук
Москва
З. Д. Деникина
Россия
Зоя Дмитриевна Деникина — доктор философских наук, профессор, профессор кафедры гуманитарных наук
Москва
Список литературы
1. Гуцу Е. Г., Няголова М. Д., Рунова Т. А. Исследование мотивации трудовой деятельности преподавателя вуза. Вестник Мининского университета. 2018;6(3):13. DOI: 10.26795/2307–1281–2018–6–3–13
2. Ильина И. Ю. Профессиональное выгорание преподавателей вузов: факторы возникновения и способы предотвращения. Экономика. Социология. Право. 2022;3(27):22–27. DOI: 10.22281/2542–1697–2022–01–03–22–27
3. Stirling D. Teacher Motivation. Aichi Universities English Education Research Journal. 2014;(33):11–28.
4. Климова Е. К., Чернышева Т. Е. Анализ актуальных проблем высшего образования в России и возможные пути решения. Международный журнал экспериментального образования. 2017;(5):71–74.
5. With M. L. Are Teachers Increasingly Leaving the Profession? Professions and Professionalism. 2017;7(1):17– 23. DOI: http://dx.doi.org/10.7577/pp.1723
6. Пугач В. Ф. Еще раз о возрасте преподавателей в российских вузах: старые проблемы и новые тенденции. Высшее образование в России. 2023;32(3):118–133. DOI: 10.31992/0869–3617–2023–32–3–118–133
7. Шуклина Е. А., Певная М. В., Широкова Е. А. Адаптационный потенциал преподавателей «серебряного возраста» в условиях изменения высшего образования. Образование и наука. 2020;22(1):146–169. DOI: 10.17853/1994–5639–2020–1–146–169
8. Петрук Г. В. Методические аспекты оценки качества профессорско-преподавательского состава университета. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2019;8(2–27):289–291. DOI: 10.26140/anie-2019–0802–0070
9. Литвинюк А. А., Жигун Л. А., Полевая М. В., Камнева Е. В. Применение теории к анализу организационного поведения преподавателей вуза. Креативная экономика. 2018;12(2):215–226. DOI: 10.18334/ce.12.2.38817
10. Матвеев В. В., Соболева Ю. П. Управление процессом мотивации персонала вузов с использованием стратегического подхода. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2020;(3):28–32. DOI: 10.22394/2079–1690–2020–1–3–28–41
11. Гибадулина А. С., Камнева Е. В. Материальное стимулирование преподавателей вузов: зарубежная практика. Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2020;10(2А):249–255. DOI: 10.34670/AR.2020.10.80.023
12. Багдасарова Д. Г. Интегральная оценка эффективности симулирования трудовой деятельности работников высшего профессионального образования. Вестник Института экономических исследований. 2021;3 (23):84–95.
13. Шатилов А. Б. «Поколенческие разрывы» как фактор роста конфликтности в современном российском обществе. Власть; 2019(4):26–32. DOI: https://doi.org/10.31171/vlast.v27i4.6581
14. Stipek D. Motivation and Instruction. In: Handbook of Educational Psychology. URL: https://www.scirp.org/reference/ReferencesPapers?ReferenceID=2522061
15. Simic N., Puric D., Stancic M. Motivation for the teaching profession: Assessing psychometric properties and factorial validity of the Orientation for Teaching Survey on in-service teachers. Psihologia. 2018;(1):1–23. DOI: 10.2298/PSI170327012S
16. Галушкин А. А. История исследований мотивации педагогических работников в высшей школе за рубежом. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(1):256–259. DOI: 10.24411/2073–0454–2019–10060
17. Ryan R., Deci Е. From Ego Depletion to Vitality: Theory and Findings Concerning the Facilitation of Energy Available to the Self. Social and Personality Psychology Compass. 2008;2(2):702–717. DOI: 10.1111/j.1751–9004.2008.00098.x
18. Белов В. Г., Парфенов Ю. А., Косинова Е. П., Гибова И. М. Мотивационные характеристики профессорского-преподавательского состава высшего учебного заведения. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2014;6(112):24–26. DOI: 10.5930/issn.1994–4683.2014.06.112
19. Schieb L. J., & Karabenick S. A. Teacher Motivation and Professional Development: A Guide to Resources. URL: https://pdf4pro.com/view/teacher-motivation-and-professional-development-29fad5.html
20. Просалова В. С., Николаева А. А. Методы и инструменты нематериального стимулирования профессорско-преподавательского состава в медицинском вузе. Азимут научных исследований: экономика и управление. 2023;2(43):59–62. DOI: 10.57145/27128482–2023–12–02–12
21. Русаков А. А., Кузекевич В. Р. Мотивации морального характера профессиональной деятельности педагогов вуза. Педагогический ИМИДЖ. 2022;4(57):494–501. DOI: 10.32343/2409–5052–2022–16–4–494–501
22. Ливенцова Е. Ю., Обуховская В. Б., Фахретдинова А. П., Ларионова А. В., Малкова И. Ю. Организация и условия профессиональной деятельности преподавателя: сравнительный анализ опыта работы в российских и зарубежных университетах. Педагогика и просвещение. 2021;(1):36–49. DOI: 10.7256/2454–0676.2021.1.34742
23. Liu S., & Onwuegbuzie A. J. Teachers’ motivation for entering the teaching profession and their job satisfaction: A cross-cultural comparison of China and other countries. Learning Environments Research. 2014;17(1):75–94. DOI: 10.1007/s10984–013–9155–5
Рецензия
Для цитирования:
Ореховская Н.А., Деникин А.В., Деникина З.Д. Опыт материального и нематериального стимулирования преподавателей в российских и зарубежных вузах: цели, методы, итоги. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024;14(2):36-45. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-2-36-45
For citation:
Orekhovskaya N.A., Denikin A.V., Denikina Z.D. Experience of Material and Non-material Incentives for Teachers in Russian and Foreign Universities: Objectives, Methods and Results. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2024;14(2):36-45. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-2-36-45