Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Образовательная среда как фактор профессиональной ориентации студентов с инвалидностью в вузе

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-2-46-50

Аннотация

В статье анализируется образовательная среда как фактор, который оказывает воздействие на профессиональную ориентацию студентов с инвалидностью, и проблемы, с которыми они сталкиваются в процессе обучения в вузе, а также предлагаются практические рекомендации для решения существующих трудностей в сфере инклюзивного образования. Вопрос профессионального самоопределения молодежи с инвалидностью на данный момент является трудноразрешимым. В современной России граждане, имеющие инвалидность, остаются особой категорией, которая в недостаточной степени включена в социальные процессы, несмотря на различные попытки государственных структур разрешить сложившуюся ситуацию. В современных условиях высшие учебные заведения применяют разнообразные практики, нацеленные на помощь в профессиональном самоопределении и получении важнейших навыков и знаний таким студентам, для того, чтобы далее они могли быть конкурентоспособными на рынке труда, раскрыть свой потенциал, самореализоваться и интегрироваться в различные общественные структуры. Однако многие практики являются неэффективными. В рамках социологического исследования был проведен массовый опрос студентов с инвалидностью, обучающихся в московских высших учебных заведениях, а также серия экспертных интервью со специалистами в сфере высшего образования, авторами различных научных трудов, посвященных обучению в университете студентов с особыми образовательными потребностями.

Об авторе

М. Р. Данилова
Финансовый университет
Россия

Милена Ровшановна Данилова —  студентка 1-го курса магистратуры факультета социальных наук и массовых коммуникаций; специалист учебно-научной социологической лаборатории департамента социологии

Москва



Список литературы

1. Наберушкина Э. К. Обзор социальных проблем инвалидности в контексте занятости, социальной политики и социальных дистанций. Журнал исследований социальной политики. 2017;(2):333–340.

2. Байрамов В. Д., Бонкало Т. И., Райдугин Д. С., Воеводина Е. В. Методологические подходы к актуализации профессионального самоопределения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ в условиях становления системы инклюзивного образования. Психологическая наука и образование. 2018;(2):19–28.

3. Воеводина Е. В. Технологии инклюзии инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. М.: Инфра-М; 2022. 203 с.

4. Ихнева В. Е. Профессиональное консультирование как этап профессиональной ориентации студентов с инвалидностью. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2023;(1):34–37.

5. Воеводина Е. В., Райдугин Д. С. Специфика образовательной мотивации студентов, имеющих инвалидность. Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. 2020;4(81):54–63.

6. Наберушкина Э. К., Мирзаева Е. Р. От инклюзивной политики к инклюзивной культуре. Человек. Общество. Инклюзия. 2020;3(43):10–14.

7. Наберушкина Э. К. Ориентиры развития инклюзии в пространстве высшей школы. Человек. Общество. Инклюзия. 2017;4(32):18–27.

8. Райдугин Д. С. Теоретико-методологические основы реализации инклюзивной социальной стратегии. Инвалид в XXI веке: образование, трудоустройство, социальная интеграция. Сб. науч. тр. 2-й Международной науч.-практич. конф. (21–22 мая 2015 г.). М.: Московский государственный гуманитарно-экономический университет; 2015.

9. Наберушкина Э. К., Мирзаева Е. Р. Социологический обзор современных тенденций в системе образования. Человек. Общество. Инклюзия. 2021;1(45):16–19.


Рецензия

Для цитирования:


Данилова М.Р. Образовательная среда как фактор профессиональной ориентации студентов с инвалидностью в вузе. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024;14(2):46-50. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-2-46-50

For citation:


Danilova M.R. The Educational Environment as a Factor in the Professional Guidance of Disabled University Students. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2024;14(2):46-50. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-2-46-50

Просмотров: 188


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)
ISSN 2619-1482 (Online)