ТЕМА НОМЕРА: МЕЖПОКОЛЕНЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: ПОЛИТИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
В статье представлен авторский подход к моделированию межпоколенческих коммуникаций на основе концепции социальных обменов. Модель макроуровня описывает различные балансы обменов материальными и нематериальными ресурсами как между тремя поколениями, так и внутри одного поколения. Моделирование позволяет проводить эмпирический анализ количественных данных, которые формируют один из возможных исходов: донорство, реципиенство, паритет. На основе моделей микроуровня и макроуровня предлагается комплекс проектов в области молодежной политики по интеграции поколений. Проекты классифицированы по сферам общественной жизни.
В статье рассмотрены основные пути достижения баланса между различными поколениями в эпоху цифровизации. Отмечается, что цифровизация затрагивает многие сферы жизни, и внедрение процессов автоматизации будет все заметнее оказывать влияние на углубление межпоколенческой разобщенности на глобальном уровне. Цель статьи — выявление основных путей преодоления межпоколенческого разрыва в цифровую эпоху на глобальном уровне. Для достижения поставленной цели автор решает ряд следующих задач. Во-первых, проанализирован категориальный аппарат, раскрывающий подходы к поколенческим циклам в американской теории поколений. Во-вторых, анализируются причины, обусловливающие существующий межпоколенческий разрыв на глобальном уровне. Во-третьих, систематизирован имеющийся на Западе опыт преодоления межпоколенческого разрыва именно в цифровую эпоху. В конце делается вывод о том, что в цифровую эпоху важным шагом по преодолению межпоколенческого разрыва является повышение общего уровня финансовой и цифровой грамотности — двух неразрывно связанных между собой сфер экономики в современных условиях. Эмпирическую базу статьи составили материалы докладов международных организаций.
Статья посвящена исследованию проблем инфантилизации современных обществ, а также основных причин межпоколенческих разрывов, существенно влияющих на социально-политическое взаимодействие между различными поколенческими стратами. При этом отмечается, что главными инициаторами и бенефициарами подобных деструктивных процессов являются «прогрессистские» неолибертарианские элиты, которые стремятся к демонтажу традиционных обществ. Автор обращает внимание читателей на следующий парадокс: несмотря на то, что социологи, политологи, демографы и психологи отмечают стремительную инфантилизацию молодежи, тем не менее, основным трендом ведущих государств мира в начале XXI столетия является максимально возможное вовлечение молодых людей в политику, в том числе в электоральные процессы. Однако «преждевременная» политическая социализация молодежи, по мнению автора, таит в себе очень серьезные риски для устойчивого развития современных государств, в том числе для Российской Федерации.
Сегодня тема обеспечения межпоколенческого диалога является одной из наиболее актуальных, что связано, с одной стороны, с объективными причинами — ускорение темпов общественного развития и смена коммуникационной парадигмы привели к появлению «цифрового разрыва» между поколениями, что влияет на качество передачи межпоколенческого духовного и интеллектуального опыта. С другой стороны, активно идущая на Западе социокультурная трансформация привела к формированию новых ценностных установок, отношение к которым у представителей разных поколений отличается. Проявляющийся ценностный разрыв в условиях отсутствия эмоциональной и психологической связи родителей и детей еще сильнее обостряет проблему межпоколенческой коммуникации и общественного единства. Как результат — родители перестают быть авторитетом, носителями опыта и знаний для своих детей, а образовавшийся вакуум заполняют блогеры, тиктокеры и селебрити. В индивидуалистических культурах, вроде США, эта проблема сегодня является ключевой при анализе межпоколенческих взаимоотношений. В коллективистских культурах, несмотря на сохранение института семьи в жизни ребенка, влияние интернета делает свое дело, и молодежь постепенно приобщается к новомодным ценностным западно-либеральным стандартам. Ключевой вопрос заключается в том, насколько в условиях неизбежной ценностной трансформации китайскому обществу с его многовековыми традициями удается обеспечивать межпоколенческий диалог.
Статья посвящена исследованию деятельности организаций гражданского общества России по делам семьи. В ходе работы исследуется проблема положения семьи по отношению к гражданскому обществу и изучаются практические вопросы, касающиеся вклада организаций гражданского общества (на примере социально ориентированных некоммерческих организаций — СО НКО) в улучшение положения семьи и укрепления семейных ценностей. В теоретической части работы анализируется массив источников, посвященных изучению связи семьи и гражданского общества в отечественной и зарубежной науке, выделяются основные подходы, описывающие их отношения. В практической части работы исследуются данные портала Минэкономразвития РФ о зарегистрированных СО НКО, материалы веб-сайтов НКО, а также нормативно-правовое акты, регулирующие деятельность НКО в России. Выделяются основные направления работы таких организаций в отношении семьи. Делается вывод о том, что, несмотря на ряд сложностей, с которыми сталкиваются работники некоммерческих организаций, их деятельность вносит большой вклад в решение ключевых проблем семей. Утверждается, что для государства значимость исследуемых СО НКО состоит не только в разделении с ними бремени социальных обязательств, но и том, что они способствуют укреплению семейных ценностей, которые являются важной составляющей ценностной основы российского общества.
Социокультурная образовательная среда обуславливает становление и самосовершенствование личности обучающегося. Современный университет является образовательным пространством, в рамках которого накапливаются и улучшаются знания, а также появляются различные компетенции, в том числе soft skills. Среди таких навыков важное значение имеет эмоциональный интеллект. Отсутствие исследований, посвященных изучению факторов, влияющих на развитие эмоционального интеллекта, определяет актуальность данной работы. Целью представленной статьи стало изучение взаимосвязи эмоционального интеллекта преподавателей и студентов, наличие которой подтверждено в рамках данного исследования.
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ЗНАНИЯ
Предметом данного исследования стали теоретико-методологические и прикладные аспекты изучения и анализа уровня доверия граждан и элит современной России к власти. Авторами были использованы системный и структурно-функциональный подходы для анализа внешних и внутренних факторов, влияющих на доверие населения страны и элит к органам государственного управления, ситуационный подход — для изучения влияния пространственно-временных факторов на формирование и развитие доверия у населения и элит к властным структурам. Проблема изучения формирования и развития доверия к власти у населения страны и элит достаточно актуальна, особенно в контексте реализации предвыборных кампаний, а предложенный в статье материал позволяет выявить необходимые траектории исследования данного феномена.
Статья посвящена феномену государственной политики и его понятийному отражению в отечественной и зарубежной литературе. Обращается внимание на культурно-цивилизационные различия в толковании понятия «государственная политика» в западной политологии, где получил распространение термин «публичная политика» (public policy), и в российской обществоведческой мысли, где традиционно употребляется термин «государственная политика». Раскрываются основные признаки и свойства государственной политики, обосновывается разграничение понятий «государственная политика» и «государственное управление». Обобщены основные теоретико-методологические подходы к определению сущности государственной политики. Высказывается авторское определение с позиции социально-философского подхода. Представлена классификация видов государственной политики по различным основаниям. Обоснована необходимость более тесного взаимоувязывания конкретных видов государственной политики Российской Федерации между собой по содержанию с учетом требований системного подхода.
В статье проводится и обосновывается различие между межкультурными коммуникациями, осуществляющимися в цивилизационном и культурном модусах существования. Кроме того, авторы предпринимают попытку объективировать смыслы понятий «цивилизация» и «культура» и в итоге приходят к выводу, что термин «цивилизация» указывает на интеробъективный модус существования, а термин «культура» — на интерсубъективный модус существования. Поскольку же понятия «цивилизация» и «культура», даже будучи объективированными, не утрачивают характера «нарративных субстанций», их экстенсионалы являются не классами или типами, а указывают на семейства межкультурных коммуникаций.
Статья представляет собой обзор устойчивого долгосрочного инновационного развития всей экономики России и ее отдельных высокотехнологических и наукоемких отраслей в условиях появления цифровой экономики, с точки зрения обеспечения эффективного использования и развития потенциала человеческого капитала. Формирование новых механизмов, вызванных влиянием глобализации, переход индустриальной экономики к постиндустриальной и ее адаптация к актуальным цифровым параметрам, а также реформы систем государственного управления в России приводят к появлению качественно новых явлений, требующих исследований как фундаментального, так и прикладного характера.
В статье рассматривается вопрос развития теоретических и практических представлений о значимости политического регулирования IT-сферы, а также государственного контроля над определенными компаниями, относящимися к информационной отрасли. И западный, и китайский опыт в вопросах регулирования IT-сферы парадоксальным образом оказываются сходны в попытках отграничить число игроков, занимающихся большими данными, организациями работы ключевых цифровых платформ и т. п. В России глобальный масштаб проблемы IT-олигархии, которую практически невозможно регулировать на уровне отдельно взятого национального государства, усиливается еще и традиционным подходом властей и оппозиции (включая интеллектуальную фронду различных идеологических оттенков) к оправданию своих действий и позиций ссылками на зарубежный опыт, что побуждает к его изучению.
В статье даются определения экономической и финансовой культуры. На основе сравнительного анализа теорий зарубежных и российских ученых выделено три основных подхода к определению понятия «финансовая культура»: культурологический, поведенческий, футурологический. Авторы рассматривают финансовую культуру современной России как сложный и внутренне противоречивый комплекс традиций, морально-нравственных норм и правил хозяйственно-экономической деятельности в условиях почти не прекращающейся в течение последних двадцати лет социетальной трансформации. В определениях экономической и финансовой культуры авторами отмечены дискурсивные и практические элементы. Также выделены два основных компонента на основании определения изучаемых видов культур: разделяемые деятельности (shared cultural practices) и разделяемые значения (shared cultural interpretation). Обозначена задача исследований в области финансово-экономической культуры, которая состоит в анализе воздействия культурных практик и культурных феноменов на экономические процессы. В статье приведен пример исследования социальных практик, описаны качественные методы изучения финансово-экономической культуры, в том числе сценарный подход, обозначено место дискурс-анализа в исследовании финансово-экономической культуры.
В статье рассматриваются проблемы и перспективы ноосферного и коэволюционного понимания проблемы человека в научной картине мира. Данная трансформация анализируется в логике смены исторических общенаучных картин мира. Автор указывает, что заметный диссонанс между теоретическим пониманием сущности человека в современном обществе и реальным существованием человека-потребителя является препятствием формирования информационного общества. Отмечается, что расхождение в понимании сущности и существования человека является очередным витком развития философской проблемы человека. Герменевтически преодолеть данное расхождение возможно посредством категорий концепции русского космизма и современной коэволюционной парадигмы в научной картине мира. Развитие человеческого капитала и подготовка кадров реиндустриализации будут способствовать формированию в России новой экономики и устойчивому развитию государства.
АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
В статье представлены результаты социально-медийного исследования эффективности таргетирования в деятельности российских вузов в процессе развития онлайн-бренда. На первом этапе исследования проведен анализ содержательных характеристик (контекст, тематика, направленность, технологии воздействия) материалов социальных медиацифровых представительств ведущих российских университетов в формате когнитивного картирования. На втором осуществлено аккумулирование социально-медийных потоков, формирующих онлайн-бренд вузов посредством автоматизированного инструментария. В результате анализа метрик цифровых сервисов выявлен охват пользовательской аудитории университетов, социально-демографические характеристики ее представителей, специфика резонанса в отношении вузовского онлайн-контента. Сопоставление структурных и поведенческих параметров пользовательской аудитории университетов в социальных медиа позволило определить эффективность ведущих вузов России в работе по таргетированию целевых групп в социально-медийной среде.
Пандемия COVID‑19 затронула все сферы человеческой жизни на трех уровнях: национальном, региональном и международном. Конфликт в Нагорном Карабахе, который, как ожидалось, во время пандемии коронавируса будет менее напряженным, чем в предыдущие годы, напротив, стал еще острее. Он вступает в новую фазу с продолжительной войной и наибольшим количеством жертв. В данной статье предпринята попытка дать ответ на вопрос: какую роль пандемия коронавируса сыграла в инициировании и усилении недавнего конфликта в Карабахском регионе? Авторы предполагают, что пандемия коронавируса в качестве катализатора оказала значительное влияние на эскалацию нагорно-карабахского конфликта, который привел к самым высоким человеческим жертвам за последние три десятилетия.
В статье исследуется проблема распространения практик хищнического потребительского кредитования в российских коммерческих банках. Актуальность данной темы обуславливается крайне негативными последствиями: увеличением социального неравенства и социальной напряженности, замедлением роста национальной экономики и др. В статье приведены результаты опроса, подтверждающие широкое распространение приемов недобросовестного кредитования в практике коммерческих банков. Автор выдвигает гипотезу о том, что к основным причинам распространения хищнического кредитования относится повсеместное использование системы мотивации банковского персонала, ориентированное на выполнение плана продаж отдельных банковских продуктов, и жесткое управление, что характерно для российского менеджмента. В статье предложены рекомендации по противодействию распространению практик хищнического кредитования. Она может быть полезна для исследователей, интересующихся проблематикой банковского кредитования, банковских сотрудников, служащих ЦБ и других надзорных органов.
Вопросы развития научно-исследовательского потенциала и активного вовлечения молодежи в научно-исследовательскую работу включены в приоритетные задачи развития многих стран, как на государственном, так и институциональном уровне. В настоящем исследовании рассмотрены вопросы формирования научно-исследовательской организации молодежи, проанализированы инструменты стимулирования молодых кадров к ведению исследовательской работы. Глобальный контекст развития современного общества определяет необходимость рассмотрения вопросов международной исследовательской интеграции. В настоящем исследовании описаны практики успешной организации такого взаимодействия, которые могут быть использованы образовательными учреждениями для развития исследовательского потенциала своих выпускников и повышения их конкурентоспособности на глобальном рынке труда.
Сегодня высшая школа представляет собой уникальный вид организации, имеющий горизонтальные и вертикальные связи в департаментах, на кафедрах и факультетах, так как линии принятия решений, подотчетности и полномочий пересекаются и зачастую противоречат друг другу. Актуальность статьи обусловлена возрастанием конфликтогенности в сфере высшего образования. Многие конфликты в высших учебных заведениях обострились из-за того, что предшествующие им причины не были должным образом проанализированы и устранены, а конфликтующие стороны не исследовали возможности коммуникации. Без альтернативных методов конфликтные ситуации могут способствовать созданию среды, обладающей крайней степенью напряженности. Статья предназначена для работников системы образования, руководителей образовательных организаций, преподавателей, исследователей.
В статье представлены результаты прикладного исследования, цель которого заключается в анализе методов формирования и продвижения бренда Финансового университета при Правительстве РФ на основании изучения информационных потоков в социальных медиа. Реализованные к ходе исследования когнитивное картирование и автоматизированный социально-медийный анализ позволили выявить особенности внутреннего и внешнего брендирования Финансового университета. Социально-медийный бренд Финуниверситета направлен преимущественно на коммуникацию и формирование образов внутренних аудиторий в первую очередь студенческих сообществ и объединений. Для выстраивания внешнего бренда Финансовый университет использует традиционные медиа и привлекает влиятельных акторов. Важно отметить, что развитие бренда не останавливается, Финуниверситет выходит на новые цифровые площадки Telegram и TikTok, которые позволяют использовать социальные медиа, в том числе, для формирования внешнего социально-медийного бренда.
В рамках данной статьи авторы рассматривают проблематику различных современных технологий обучения иностранному языку. Обращается внимание на специфику данных технологий и их взаимосвязь друг с другом в русле реализации в образовательном пространстве. В работе рассмотрены отличительные особенности современных мультимедийных технологий, приведена их классификация. Особое внимание уделяется технологиям, реализуемым в рамках дистанционного и смешанного обучения, как наиболее перспективным, по мнению авторов.
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС
В истории СССР 1950-е гг. являются периодом, редко осмысляемым историками как единое целое. Они, скорее, трактуются как время перехода от культуры высокого сталинизма к эпохе оттепели. Между тем, в это время был заложен экономический и военно-технический базис советского наследия, что стало основой российской экономики. Социокультурным фактором, определившим специфику времени, является то, что Маргарет Мид определила как префигуративную культуру — состояние общества, когда взрослые учатся у своих детей, которые наделяются новыми правами. Это нашло свое выражение в художественной литературе и искусстве 1950-х гг.
СТАРТАП МОЛОДОГО УЧЕНОГО
C распадом Советского Союза на территории некогда великой державы возникло множество новых государств. Уже тогда было очевидно: тренд на глобализацию является общемировым объективным процессом. По всему миру создавались и укреплялись интеграционные объединения стран с общими географическими, историческими, культурными и иными признаками. Белоруссия — это страна, которая, без преувеличения, имеет наиболее сильные интеграционные связи с Россией. Это обусловлено не только участием в таких проектах, как СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и Союзное государство, но и крепкими историческими, языковыми и культурными связями двух братских стран. Во всемирно известном трактате «Столкновение цивилизаций», вышедшем в 1996 г., С. Хантингтон характеризовал Белоруссию как пророссийское государство, где население идентифицирует себя с Россией настолько же сильно, как и со своей республикой. Спустя четверть века может показаться, что такое положение вещей является аксиомой. Однако некоторые эксперты утверждают, что идея союзной интеграции в Республике Беларусь, так же, как и общественные приоритеты, претерпела значительные изменения, что вызвано совокупностью факторов. В статье рассмотрены ретроспектива, конъюнктура и перспектива идеи российско-белорусcкой интеграции, динамика общественных и государственных приоритетов, выявлены потенциальные проблемные зоны и приведены рекомендации к их устранению.
ISSN 2619-1482 (Online)