Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск
Том 8, № 5 (2018)
Скачать выпуск PDF

ТЕМА НОМЕРА: СОВРЕМЕННОЕ РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: АКАДЕМИЧЕСКИЙ, НАУЧНЫЙ И ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ 

6-18 143
Аннотация

Целью научной статьи является разработка концептуальных подходов к развитию национальной программы по совершенствованию университетского обучения иностранных студентов в рамках политики «мягкой силы» с учетом актуальных тенденций в глобальном образовательном пространстве. Анализ зарубежных стратегий интернационализации университетского образования, изучение опыта деятельности международных организаций позволил выявить наиболее характерные подходы к привлечению иностранных обучающихся в Российской Федерации, а также определить направления реализации политических и экономических мероприятий, осуществляемых органами власти в сфере расширения экспорта образовательных услуг. В статье приводятся основные результаты исследования в виде обоснованных направлений поддержки экспорта образовательных услуг для федерального, регионального и университетского уровней управления образованием. Предложенная модель системы управления университетским обучением иностранных обучающихся в рамках политики «мягкой силы» отражает взаимосвязь нормативно-правовых, экономических, инфраструктурных, социально-психологических, информационно-коммуникативных, организационно-методических инструментов воздействия и результатов расширения экспорта образовательных услуг.

19-23 123
Аннотация

В статье раскрывается актуальная проблема методологии оценки научного потенциала российских вузов. Автор подчеркивает значимость методологии оценки как составной части концепции государственной политики Российской Федерации по управлению научным потенциалом высшей школы. В качестве методологической и методической базы исследования автор использует комплекс общенаучных методов (анализ, синтез, метод аналогий и др.), а также активно опирается на результаты социологических и экспертных опросов. Особого внимания заслуживает проведенный автором глубокий анализ факторов формирования и развития научного потенциала вузов и показателей эффективности его реализации. В качестве основных результатов исследования автор выделяет: во‑первых, сформулированные в статье методологические принципы оценки научного потенциала высшей школы; во‑вторых, систему показателей для проведения такой оценки на различных стадиях жизненного цикла научного потенциала высшей школы; в‑третьих, принципиальный подход к апробации предлагаемой методики. В качестве перспективных направлений исследований в данной области следует обратить внимание на проблематику взаимодействия государства с вузовским сообществом, различными группами интересов и экспертами в процессе формирования повестки дня политики в области развития научного потенциала высшей школы. Полученные результаты могут быть использованы при разработке новой концепции соответствующего направления государственной политики.

24-27 82
Аннотация

Актуальность поднятой темы обусловлена процессом реформирования российской системы высшего образования и ее кадрового резерва в условиях рыночных преобразований и изменений на рынке образовательных услуг. Целью работы является изучение процесса формирования кадрового резерва образовательной бюджетной организации в столичном мегаполисе (на примере Финансового университета). Автор ставил перед собой следующие задачи: раскрыть сущность кадрового резерва социальной организации; определить факторы, обусловливающие процесс формирования кадрового резерва образовательной организации; изучить особенности Финансового университета как вида социальной организации образовательной сферы; эмпирически описать социальный портрет профессорско-преподавательского состава вуза и особенности работы в нем с кадровым резервом; провести авторское социологическое исследование и проанализировать его результаты. Несмотря на большое количество работ, посвященных исследованию кадрового резерва, вопросы совершенствования системы кадрового резерва в вузовской организации раскрыты недостаточно. Поэтому в работе предпринимается попытка рассмотреть этот процесс конкретно на примере Финансового университета, занимающего важное место в сфере подготовки кадров экономистов и финансистов, а также смежных с ними специалистов. В статье приведены результаты авторского исследования, проведенного среди профессорско-преподавательского состава Финансового университета в 2017 г. методом анкетного опроса, а также изучены программы реализации кадровой стратегии в вузе. Полученные в ходе исследования эмпирические данные позволили внести определенный вклад в дальнейший процесс работы с кадровым резервом для повышения его качественных характеристик в образовательной организации. Кадровая служба Финансового университета может воспользоваться полученными автором данными в своей дальнейшей работе с кадровым резервом.

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ 

28-34 91
Аннотация

Статья посвящена проблеме единства славян в творчестве русских мыслителей славянофильского и консервативного направлений русской философской мысли. Славянофилы, как показано в статье, несмотря на данное им название, не рассматривали единство славян как определяющую идею своего творчества, однако именно их идеи инициировали разработку концепцию типов культур Н. Я. Данилевского, сделавшего попытку подойти к проблеме единства славян с научных позиций. Представлены взгляды Данилевского на возможность и необходимость политического объединения славян как условия формирования славянского типа культуры. Идея формирования славянского типа культуры обрела и своих сторонников, и критиков. Наиболее весомые аргументы, направленные против возможности формирования славянского типа культуры, были представлены в ряде статей мыслителя консервативного толка К. Н. Леонтьева, который считал, что культурное единство невозможно в силу того, что славянские народы не вписываются в культурный византийский код России, а политическое единство, хотя и возможно, но нежелательно, поскольку для российской государственности будет иметь разрушительные последствия. Аргументы Леонтьева, приведенные в разных статьях, представлены в систематизированном виде. Автор обосновывает историческую правоту К. Н. Леонтьева в его выводах об эфемерности славянской идеи.

35-41 99
Аннотация

При подготовке статьи авторы ставили перед собой цель провести исследование состоятельности опубликованных доводов Б. Н. Миронова о том, что в условиях Первой мировой войны падение жизненного уровня населения Российской империи было незначительным, социально-экономическое положение на рубеже 1916–1917 гг. XX в. было стабильным, а несостоятельность «верхов» накануне февраля 1917 г. сильно преувеличена, и оснований свергать монархию, которая способствовала движению России вперед, в феврале 1917 года не было. Авторы статьи использовали политологический, историко-правовой, формально-юридический, структурно-функциональный и аналитический методы. Авторы вынуждены привести в статье значительный статистический и фактический материал и мнения не противников, а сторонников государя, о нарастании быстрыми темпами осенью 1916 — в начале 1917 г. кризиса и хаоса практически во всех сферах жизни общества, так как в последние годы стараниями монархистов и некомпетентных в данной проблеме журналистов и публицистов сформирована точка зрения, согласно которой ситуация в России была благополучной, оснований для революции не существовало, а крушение империи — якобы «козни врагов».

АКТУАЛЬНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

42-51 85
Аннотация

В статье представлены результаты социально-психологического исследования влияния процессов возникновения и трансформации идейно-смысловых конструктов в социальных сетях на восприятие интернет-пользователями событий реальной действительности. Центральной проблемой исследования выступают механизмы восприятия и обработки информации, поступающей из Интернета в индивидуальное сознание активных пользователей. Исследуются возникающие при этом в сознании пользователей Интернета социальные и политические представления, степень их совпадения, поляризации и конфронтации с представлениями, формирующимися в результате объективного опыта. Выявлены социально конструктивные и деструктивные практики онлайн-коммуникации в социальных сетях Рунета с точки зрения их деформационного потенциала для индивидуального сознания. По результатам исследования можно констатировать, что смысловые конструкты в сознании потребителей онлайн-контента актуализируются в момент эмоционального накала, но сохраняют свое значение лишь на коротком промежутке времени. Находясь онлайн, индивиды считают свои действия реальной активностью, но оказавшись офлайн, возвращаются к устоявшимся шаблонам поведения. При этом возникающие и меняющиеся в момент нахождения онлайн социальные и политические представления могут вступить в противоречие с представлениями, сформированными в результате реального опыта. Такая ситуация приводит к искажению представлений, стимулированию эмоциональных выплесков, что может привести к реальному поведению в офлайн-пространстве, в том числе и в деструктивных формах.

52-57 176
Аннотация

В работе представлен анализ условий и характеристик, которые влияют на действия и решения политических акторов в революционной ситуации. Рассматриваются важнейшие теоретические концепции, раскрывающие причины революций, и возможные направления выхода из кризиса. Автор отвечает на вопрос: способны ли политические акторы на основе имеющейся информации и представлений о рациональности принять оптимальные решения, которые помогут без резкого изменения политического режима выйти из революционной ситуации. Для поиска таких решений, способных не допустить или сгладить последствия революции, в работе применяется теоретический инструментарий неоинституциональной концепции вето-игроков, рассматриваются концепты стабильности политики — главной зависимой переменной в анализе, конфигурации вето-игроков — промежуточного теоретического понятия, объясняющего эту стабильность, и политического института — основной независимой переменной. В рамках предложенной концепции основное внимание уделяется правилам игры и акторам, позволяющим блокировать принятие того или иного решения. В итоге представлены три стратегических направления, которые могут выбрать формальные индивидуальные вето-игроки в условиях революционной ситуации. Автор приходит к выводу, что оптимальное решение стоит искать в намеренном создании политической нестабильности с помощью изменений политического статус-кво. Главным условием ненасильственного выхода из революционной ситуации является стремление развивать и использовать политическую нестабильность в конструктивном русле, а именно: инициировать существенное изменение политического статус-кво, сокращать влияние формальных вето-игроков на негативную повестку дня, перестраивать институциональную структуру с учетом неформальных практик и общественной поддержки.

58-65 89
Аннотация

В статье рассмотрен системный, во многом неформальный государственный подход к проблеме сохранения и развития этноязыковой идентичности автохтонных меньшинств, реализуемый со стороны федеральных, региональных и местных властей ФРГ в тесном сотрудничестве с общественными организациями. В его основе — прочная законодательная база, не только прямо, но и косвенно (к примеру, через выборное законодательство или регулирование деятельности политических партий) регламентирующая данную сферу и включающая широкий спектр ратифицированных международных правовых актов. Подход отличает скоординированная деятельность ответственных структур всех уровней, а также максимальная вовлеченность гражданского общества. Особенностью языковой политики в данной области является официальное признание группы, говорящей на нижненемецком — региональном языке северных земель Германии — в качестве не этнического, но языкового меньшинства; с предоставлением всесторонней государственной поддержки. Многочисленные научно-исследовательские и образовательные проекты, имеющие своей целью сохранение самобытности автохтонных меньшинств, в том числе документирование, функциональное развитие и популяризация языков этих групп, поддерживается на всех государственных уровнях. Анализ механизмов и инструментов государственной этноязыковой политики Германии в отношении официально признанных национальных меньшинств — лужицких сербов (лужичан), фризской и датской этнических групп, немецких цыган синти и рома и языкового меньшинства, говорящих на нижненемецком, — позволяет сделать вывод о ее эффективности. Положительный опыт может быть использован в условиях Российской Федерации — полиэтнического государства — в целях сохранения и развития этноязыкового самосознания представителей миноритарных сообществ.

66-76 76
Аннотация

Актуальность исследования готовности россиян к инвестиционному поведению обусловлена необходимостью привлечения средств граждан в экономику. При этом развитие цифровых технологий, в частности, появление криптовалют, влечет определенный риск как для самих инвесторов, так и для экономики в целом. Нами проведен теоретический анализ отечественных и зарубежных исследований по данной проблеме и эмпирическое исследование с участием 356 респондентов. Методы: анкетирование, семантический дифференциал, психодиагностические тесты: «Короткий портретный опросник Большая пятерка» и опросник «Личностные факторы принятия решений». В результате установлено, что инвестиционное поведение россиян выражено слабо: большинство респондентов не готовы инвестировать ни в традиционные финансовые инструменты, ни, тем более, в криптовалюты. Образ биткоина как комплексная социально детерминированная система представлений и отношений характеризуется низким уровнем понимания и достоверно более негативным отношением по сравнению с долларом США. Позитивное отношение респондентов к биткоину связано с большей открытостью новому опыту и меньшей эмоциональной неустойчивостью и не зависит от готовности к риску. Отношение к доллару США практически не зависит от личностных черт и связано только с доброжелательностью. Полученные результаты согласуются между собой и с результатами других исследователей.

77-83 94
Аннотация

Накопленный в передовых индустриальных странах опыт постановки перспективных целей развития промышленности и ее стимулирования представляет особый интерес для нашей страны с учетом стоящих сегодня перед Российской Федерацией задач создания конкурентоспособной, устойчивой, структурно сбалансированной промышленности, особенно — ее обрабатывающего сектора. Это послужило основанием для проведения в рамках настоящей статьи критического анализа опыта передовых индустриальных стран по стимулированию промышленного развития, выявления проблем, с которыми они при этом столкнулись, а также возможностей использования зарубежной практики при разработке и осуществлении курса на промышленное развитие в России. Такое исследование проводилось на основе опыта стран, устойчиво занимающих первые строки международных рейтингов состояния и перспектив развития промышленности, которые предпринимают сегодня немалые усилия по стимулированию этого сектора, особенно в части обрабатывающей промышленности: США, Германии и Японии. При этом использовались международные статистические источники и базы данных международных организаций ООН, Всемирного банка и др. Для работы с ними применялись общенаучные методы, а также специфические экономические инструменты сравнительной компаративистики. С их помощью были сделаны выводы о целесообразности обращения к ряду средств и методов стимулирования промышленного развития за рубежом при разработке и осуществлении отечественной промышленной политики. К ним, среди прочих, относятся: соблюдение принципов комплексного и сбалансированного воздействия на сектор с учетом его связей со всей общественно-экономической системой; принятие во внимание временных ограничений действия эффектов стимулирования отдельных областей промышленности, особенностей восприятия обществом целесообразности и эффективности такого воздействия и некоторые другие. Все это позволило бы существенно повысить эффективность национальной политики развития отечественной промышленности.

ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ 

84-92 109
Аннотация

Мексика является одной из влиятельных региональных держав, авторитет которой незыблем в странах Центральной Америки и Карибского бассейна. Активным и заметным было участие этого государства в процессе развития Организации Объединенных Наций и Совета Безопасности ООН как системы баланса политического веса великих держав. В статье автор доказывает, что традиции и преемственность, всегда имеющие приоритет во внешнеполитическом курсе Мексики, обеспечивают стабильность деятельности в рамках ООН. Значимость данного исследования обусловлена проведенным анализом научных трудов зарубежных ученых, посвященных изучению определенных проблем, различных аспектов участия Мексики в системе ООН. В статье дается характеристика членства Мексики в Совете Безопасности ООН и основных достигнутых результатов за периоды ее деятельности в этом политическом органе. Рассматривается современная позиция Мексики по вопросу модернизации Совета Безопасности ООН, включающая в себя ряд пунктов. На примерах конфликтов в Косово, Ираке и войны в Сирии доказывается, что Мексика неизменно отстаивала свою позицию в отношении абсолютной защиты принципов невмешательства и транспарентности. Неизменность занятой позиции и уважение к международному праву прослеживаются в ряде направлений участия Мексики в работе Организации Объединенных Наций, подтверждая, тем самым, что эта страна при любых изменениях политической конъектуры не будет подчиняться сиюминутным интересам.

СТАРТАП МОЛОДОГО УЧЕНОГО 

93-96 107
Аннотация

Интерес различных исследователей к политическим элитам обусловлен их ролью в обществе — они управляют процессами в важнейших сферах общественного развития. В контексте развития российского общества не последнее место занимает вопрос о рекрутировании региональных политических элит на федеральный уровень. В связи с этим также поднимается вопрос интеграции федерального и регионального уровней управления в лице политических элит, обособленности федерального Центра от руководящего состава российских субъектов. В данной статье рассматриваются особенности региональных систем рекрутирования политических элит с точки зрения их открытости либо закрытости для новых кадров и взаимодействия с федеральным Центром. Рассматриваются основные механизмы продвижения региональных лидеров на федеральный уровень. В результате делается вывод, что Центр не заинтересован в создании механизмов для рекрутирования региональных политических элит на федеральный уровень, поэтому формальных механизмов сравнительно немного, нововведения носят ситуативный характер, в то время как продвижения представителей региональных элит по личным каналам немногочисленны. Отмечается, что Центром предпринимаются меры не для формирования каналов продвижения региональных лидеров, а для создания новых рычагов влияния и центров силы для контроля ситуации на региональном уровне в обход местных элит. Помимо этого, подчеркивается закрытость региональных элит, медленное обновление их состава и преобладание принципа личной лояльности как основного условия рекрутирования новых кадров.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)