АВТОХТОННЫЕ ЭТНОЯЗЫКОВЫЕ МЕНЬШИНСТВА КАК ОБЪЕКТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ФЕДЕРАТИВНО ГОГОСУДАРСТВА . ОПЫТ ФРГ


https://doi.org/10.26794/2226-7867-2018-8-5-58-65

Полный текст:


Аннотация

В статье рассмотрен системный, во многом неформальный государственный подход к проблеме сохранения и развития этноязыковой идентичности автохтонных меньшинств, реализуемый со стороны федеральных, региональных и местных властей ФРГ в тесном сотрудничестве с общественными организациями. В его основе — прочная законодательная база, не только прямо, но и косвенно (к примеру, через выборное законодательство или регулирование деятельности политических партий) регламентирующая данную сферу и включающая широкий спектр ратифицированных международных правовых актов. Подход отличает скоординированная деятельность ответственных структур всех уровней, а также максимальная вовлеченность гражданского общества. Особенностью языковой политики в данной области является официальное признание группы, говорящей на нижненемецком — региональном языке северных земель Германии — в качестве не этнического, но языкового меньшинства; с предоставлением всесторонней государственной поддержки. Многочисленные научно-исследовательские и образовательные проекты, имеющие своей целью сохранение самобытности автохтонных меньшинств, в том числе документирование, функциональное развитие и популяризация языков этих групп, поддерживается на всех государственных уровнях. Анализ механизмов и инструментов государственной этноязыковой политики Германии в отношении официально признанных национальных меньшинств — лужицких сербов (лужичан), фризской и датской этнических групп, немецких цыган синти и рома и языкового меньшинства, говорящих на нижненемецком, — позволяет сделать вывод о ее эффективности. Положительный опыт может быть использован в условиях Российской Федерации — полиэтнического государства — в целях сохранения и развития этноязыкового самосознания представителей миноритарных сообществ.


Об авторе

Е. В. Бестаева
Российский университет транспорта
Россия

Бестаева Елена Викторовна, старший преподаватель кафедры «Лингводидактика» Гуманитарного института

Москва



Список литературы

1. Nelde P. N. Schulsprachenpolitik und Minderheiten. In P. H. Nelde, P. Weber, W. Wölck, Mehrsprachigkeit — Voraussetzung und Chance für das Überleben kleiner Sprachgemeinschaften. Maxroi Graphics GmbH, Görlitz; 2002. 81 p.

2. Schmitt-Egner P. Die “Identität von Räumen”: Eine methodologische Skizze zu ihrer empirischen Erforschung. In: Europäisches Zentrum für Föderalismus-Forschung Tübingen (Hrsg.) Jahrbuch des Föderalismus. 2012; Föderalismus, Subsidiarität und Regionen in Europa. 1. Auflage:50–64.

3. Prutsch M. J. Im Auftrag des CULT-Ausschusses durchgeführte Studie — Europäische Identität. Europäisches Parlament, Fachabteilung Struktur und Kohäsionspolitik. Brüssel; 2017. 49 p.

4. Scharioth C. Regionales Sprechen und Identität: Eine Studie zum Sprachgebrauch, zu Spracheinstellungen und Identitätskonstruktionen von Frauen in Schleswig-Holstein und Mecklenburg-Vorpommern. Georg Olms Verlag; 2015. 374 p.

5. Bundesministerium des Innern. Nationale Minderheiten, Minderheitenund Regionalsprachen in Deutschland. 2. Auflage, 2014. Bundesministerium des Innern, MediaCompany — Agentur für Kommunikation GmbH. Frankfurt am Main: Zarbock GmbH & Co. KG; 2014. 82 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Бестаева Е.В. АВТОХТОННЫЕ ЭТНОЯЗЫКОВЫЕ МЕНЬШИНСТВА КАК ОБЪЕКТ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ФЕДЕРАТИВНО ГОГОСУДАРСТВА . ОПЫТ ФРГ. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018;8(5):58-65. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2018-8-5-58-65

For citation: Bestaeva Е.V. AUTOCHTHONOUS ETHNO -LINGUISTIC MINORITIES АS THE OBJECT ОF THE FEDERAL STATE ’S NATIONAL POLICY . THE EXPERIENCE OF FEDERAL REPUBLIC OF GERMANY. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2018;8(5):58-65. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2018-8-5-58-65

Просмотров: 28


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)