Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Журнал «Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета» призван содействовать развитию гуманитарных дисциплин, расширять и усиливать мировоззренческую, научную и этическую составляющую общественной жизни, а также способствовать решению актуальных проблем современности.

В настоящее время гуманитаризация образования становится одним из решающих условий сохранения и укрепления позиций российского образования. Только при этом условии оно может быть органично вписано в ту конструкцию европейского образовательного пространства, которая складывается в последнее время. Не менее важные задачи стоят сегодня и перед гуманитарной наукой.
 
Редколлегия журнала стремится в меру сил и возможностей способствовать решению этих задач.
 
Журнал издается под эгидой Совета по гуманитаризации Финансового университета, который объединяет кафедры философии, социологии, психологии, политологии, истории, русского и иностранных языков.

Научно-образовательный журнал "Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета" издается с 2011 года.

 

Текущий выпуск

Том 12 (2022): Спецвыпуск. Июнь
Скачать выпуск PDF
 
6-10 32
Аннотация

В представленной статье описывается опыт создания и использования онлайн-курсов для изучения иностранного языка в неязыковом вузе. Отмечается, что применение современных технологий отвечает запросам экономики и общества и является актуальным для совершенствования применяемых в образовании методов. В статье дается описание основной структуры онлайн-курса, а также инструментов и  элементов платформы Moodle, с  помощью которых наполняется его контент. Автор указывает на необходимость отбора основных критериев для оценивания эффективности курса. В результате анализа данных автор приходит к выводу, что созданный онлайн-курс отвечает основным целям и задачам обучения профессиональной коммуникации на английском языке, при этом существуют некоторые трудности в организации онлайн-обучения. В перспективе представляется важным поиск эффективных способов интеграции онлайн-курсов в дистанционную модель обучения.

 
11-17 34
Аннотация

В статье описываются различные способы визуализации учебной информации как необходимого условия успешного преподавания иностранного языка. Данные, содержащиеся в статье, представляют собой результаты анализа цифровых сервисов визуализации учебного контента и изучения методических основ использования всевозможных средств визуализации информации на различных этапах обучения иностранному языку. В работе детально освещаются самые современные способы и средства визуализации информации, в том числе: ментальные карты, шкалы времени и др.

 
18-22 23
Аннотация

В представленной статье рассматривается кооперативное обучение как педагогическая технология на основе двух различных подходов. Один, основанный на обучении на основе запросов (Inquiry-Based Learning, IBL), структурирован по этапам для направления учащегося в процессе обучения. Другой, основанный на геймификации (Gamification), применяемой как интегрированная стратегия преподавания и обучения, включает в себя определение формирующего оценивания, классификацию учащихся и их опыт обучения на основе традиционных практических заданий и развивающих игр. Автор подчеркивает, что данные подходы и стратегии кооперативного обучения положительно влияют на построение навыков более высокого порядка, таких как коммуникативные навыки, критическое мышление и сотрудничество.

 
23-28 32
Аннотация

В условиях пандемии COVID‑19 дистанционное обучение стало единственной возможностью поддерживать непрерывный образовательный процесс. Автор делится опытом повышения эффективности организации дистанционных занятий по иностранному языку за счет применения оригинальных методик развития всех видов речевой деятельности: аудирования, говорения, чтения и письма. Цель усовершенствований состояла в том, чтобы снизить затраты, вызванные отсутствием личного контакта преподавателя и студента, и воспользоваться преимуществами постоянного доступа студентов к интернет-ресурсам. Оригинальный подход к работе с научной литературой дал студентам бакалавриата благоприятную возможность создать базу для дальнейших исследований на уровне магистратуры и аспирантуры. Предложенные методики были апробированы в двух российских вузах: Финансовом университете при Правительстве Российской Федерации и Московском городском педагогическом университете.

 
29-33 25
Аннотация

Статья посвящена анализу проблем, связанных с  эмоциональными компетенциями студентов и  преподавателей в образовательном процессе, осуществляемом в дистанционном формате при помощи цифровых коммуникационных технологий. В статье рассматриваются различные взгляды исследователей на влияние эмоционального интеллекта на эффективность педагогической деятельности, академическую успеваемость учащихся, развитие профессиональных и исследовательских способностей, личностное развитие всех субъектов образовательного процесса. Дистанционные образовательные технологии формируют проблемные ситуации, успешное решение которых во много определяется навыками идентификации, контроля и регулирования эмоционального состояния. Автор делает вывод о том, что уровень развития эмоциональных компетенций преподавателя и учащихся является одним из факторов, отвечающих за продуктивное коммуникативное взаимодействие в условиях дистанционного образования при опосредованной передаче информации.

 
34-39 23
Аннотация

Цель исследования — выявить, при каких обстоятельствах преподаватель иностранного языка (ИЯ) использует переключение кода в речи, и какие коммуникативные намерения выражаются при этом. Результаты проведенного анализа показали, что функции переключения кода в  речи преподавателей вызваны необходимостью регулировать образовательный процесс, управлять педагогической деятельностью и  поддерживать межличностную коммуникацию. Анализ коммуникативных функций переключения кода в речи в процессе обучения ИЯ может привести преподавателя к  осознанию и  пересмотру своих собственных дидактических приемов и  способствовать продолжению обсуждения вопроса о  необходимости больше использовать иностранный язык на занятиях в различных ситуациях. Для успешной практики обучения ИЯ преподавателям следует учитывать, что и какой возрастной категории они преподают в данный момент, а также уровень владения иностранным языком у студентов.

 
40-44 26
Аннотация

В результате внезапно возникшей пандемии во всем мире появился ряд проблем, с которыми раньше никто не сталкивался. Одной из такой проблем стала угроза ликвидации высшего образования как социального института. В данной статье представлены результаты исследования возможных действий со стороны государств, академических сообществ и всех заинтересованных лиц, включая административные и финансовые ресурсы, в условиях внезапно возникшей пандемии во всем мире. В работе проанализированы последовательные меры, которые должны предпринять государства при проведении определенной государственной образовательной политики.

 
45-47 26
Аннотация

В условиях пандемии актуализировались научные и методические вопросы, связанные с переходом на дистанционное (удаленное) обучение. В связи с этим возникла необходимость переосмысления действующей образовательной системы, применяющихся образовательных технологий, которые способствуют не только усвоению образовательного содержания, но и личностному становлению студентов. В языковой подготовке актуальным является обращение к лингвокультурной личности, освоившей язык в единстве с культурой и обладающей признаками, характеризующими ее гражданскую позицию (гражданина России). Применение цифровых технологий обучения требует осознания возможностей образовательного воздействия на лингвокультурную личность в условиях онлайн-среды. Одним из возможных вариантов решения обозначенной проблемы является обращение к национальной самоидентификации, которая рассматривается автором как осознанное понимание и принятие личностью своей принадлежности к особому национально-культурному сообществу, что определяет поведение личности с позиции гражданина своей страны. Результаты проведенного анкетирования по изучению проявлений национальной самоидентификации у студентов в онлайн-среде позволили сформулировать выводы о необходимости внесения изменений в содержание разработанных образовательных технологий в соответствии с новыми условиями, в которых оказалось мировое сообщество

 
48-50 26
Аннотация

В данной статье рассматривается сторителлинг как современная техника обучения иностранным языкам, ее особенности и преимущества; дается информация о происхождении и развитии данной техники. Современный запрос общества на постоянно совершенствующиеся методики образования предполагает учет различных факторов и нужд учащихся. Сторителлинг является универсальной методикой, подходящей для любого уровня и возраста учащихся: он развивает критическое мышление, позволяет улучшить навыки работы в команде и межкультурной коммуникации, мотивирует, а также дает возможность преподавателю объяснить сложный материал в интересном и доступном для студентов виде. Кроме того, сторителлинг создает условия для комплексного развития у учащихся четырех видов деятельности: аудирования, говорения, чтения, письма.

 
51-55 19
Аннотация

В статье рассматривается специфика применения учебного скаффолдинга при контентно-языковом интегрированном обучении профильным дисциплинам. Выявлено, что приемы стимулирования иноязычной коммуникативной деятельности студентов основываются на применении методов активного обучения в сочетании с междисциплинарным взаимодействием и современными цифровыми образовательными технологиями. Представлены возможности технологии скаффолдинга для реализации индивидуального подхода к обучению с помощью построения учебных «опор». Подчеркивается ценность приемов скаффолдинга для формирования мотивации студентов и создания комфортной образовательной среды. Выдвинута гипотеза о том, что в процессе профессионально ориентированного обучения иностранному языку с применением скаффолдинга должны быть интегрированы два направления: лингвистическое и профессиональное. Раскрыта роль междисциплинарного сотрудничества и междисциплинарного переключения кодов, при которых студенты получают многостороннюю поддержку и существенное конкурентное преимущество.

 
56-59 17
Аннотация

В статье рассматриваются методы интенсификации монологической и диалогической речи студентов. Акцент делается на некоторых прогрессивных способах организации аудиторной работы на занятиях по английскому языку для повышения коммуникативно-речевой компетенции обучающихся. Автор приводит примеры внедрения в процесс обучения иностранному языку современных цифровых образовательных технологий с целью развития у студентов навыков говорения, повышения мотивации к изучению иностранного языка и качества обучения.

 
60-65 25
Аннотация

Статья посвящена особенностям преподавания второго иностранного языка в неязыковых вузах и разрешению возникающих при этом специфических проблем. Аргументирована ведущая роль преподавателя в этом учебном процессе. Проанализированы критерии оценки работы и уровня подготовки студентов. Даны рекомендации по использованию автоматизированных и других технических средств обучения в условиях дефицита учебного времени. Приведены примеры заслуживающих внимания интернет-ресурсов. Показано значение научно-исследовательской работы по анализу имеющегося опыта преподавания данной факультативной дисциплины и его совершенствованию.

 
66-69 39
Аннотация

В статье раскрывается влияние аудиторных и внеаудиторных проектов на мотивацию студентов неязыковых направлений вузовского образования к изучению иностранного языка. Феномен мотивации рассмотрен в статье как важная часть современного образования в высшей школе. Также в работе описаны методы проектного и проблемного обучения иностранному языку и  проведен компаративный анализ представленных методик. Особенностью данных техник обучения является то, что студенты работают как в команде (при этом они вовлечены в творческий процесс, поскольку присутствует элемент соревновательности), так и индивидуально. В статье отмечается важность применения обеих представленных методик для повышения заинтересованности студентов в изучении иностранного языка.

 
70-74 21
Аннотация

Авторы исследуют проблему формирования у аспирантов нелингвистических вузов уровня владения иностранным языком, достаточного для решения поставленной федеральными образовательными стандартами задачи. Она состоит в подготовке аспирантов к иноязычному профессиональному, академическому и межкультурному общению с использованием современных технологий. Также рассматривается проблема сдачи кандидатского минимума по иностранному языку, где проверяются умения аспиранта читать, переводить и передавать на иностранном языке содержание научных статей по своей специальности. Даются рекомендации по учебно-методическому обеспечению дисциплины «Иностранный язык» в аспирантуре. Отмечается, что применение технологии Learning Journey Map полезно при анализе и оценке текущего положения дел с преподаванием иностранного языка в аспирантских группах и позволяет наметить пути его совершенствования в организационном и методическом плане.

 
75-79 25
Аннотация

В представленной статье актуализирована тема применения мобильных технологий в преподавании иностранного языка. Автор отмечает необходимость упорядочивания цифровых технологий и соответствующей терминологии. В статье подчеркивается, что недостатки мобильных образовательных приложений можно нивелировать, отбирая инструментарий, исходя из педагогических задач. Для решения данной проблемы предлагается классифицировать приложения в зависимости от образовательных целей. В конце статьи автор делает вывод о том, что эффективность мобильного приложения определяется тем, насколько хорошо последовательность выполняемых в нем действий воспроизводит алгоритмы обучения.

 
80-83 24
Аннотация

В статье рассматривается вопрос обучения студентов неязыкового вуза ознакомительному чтению на иностранном языке (ИЯ). Даны характеристики ознакомительного чтения и отмечены основные проблемы, с которыми сталкиваются студенты неязыкового вуза первого и второго года обучения при чтении линейных или нелинейных электронных текстовых материалов на иностранном языке с целью ознакомления. Описаны особенности чтения в электронной иноязычной среде. В статье приводится сравнение чтения сетевых электронных источников информации на иностранном языке с чтением традиционных бумажных источников. Представлены причины возможной когнитивной перегрузки при работе с электронными текстами в цифровой среде. Предложен алгоритм действий для помощи изучающим иностранный язык в преодолении возможных трудностей при ознакомительном чтении электронных текстов на иностранном языке и обоснована его актуальность.

 
84-91 25
Аннотация

Глобальные изменения, с которыми сталкивается современный мир, отличаются своим постоянством и непрерывностью и, более того, характеризуются явно выраженной тенденцией к ускорению. Перемены такого масштаба не могут не сказаться на участниках этих процессов, и роль образования в деятельности человека становится все более значимой. С другой стороны, молодежь все более активно участвует в общественно-политической и культурной жизни государства, что требует новых теоретико-деятельностных и системо-мыследеятельностных методов и подходов, а также разработки нового образовательного контента, чтобы подготовить кадры для работы с молодежью. Как следствие, проблема организации воспитательной работы в системе высшего образования выходит на первый план и становится как никогда актуальной. Воспитательная работа должна вестись по двум направлениям: подготовка лидеров, которые станут реализовывать молодежную политику на муниципальном, региональном и федеральном уровнях и воспитание гражданской ответственности у всех будущих специалистов.

 
92-96 32
Аннотация

Изменения в образовательном процессе, вызванные развитием информационных технологий и их активным применением в условиях пандемии COVID‑19, стимулируют педагогическое сообщество к поиску оптимальных решений. Целью данного исследования является анализ организации обучения иностранному языку с применением дистанционных технологий с позиций когнитивного подхода. Самостоятельная работа студентов как объект междисциплинарного исследования рассматривается в психофизиологическом, социологическом, педагогическом аспекте, что позволяет авторам определить условия реализации успешного обучения иностранному языку. Авторы анализируют широкий спектр когнитивных и метакогнитивных особенностей процесса освоения новых знаний. Подчеркивается необходимость повышения доли индивидуальной и групповой самостоятельной работы студентов на уроке в режиме онлайн.

 
97-100 22
Аннотация

Статья посвящена вопросам иноязычного образования и  его роли как эффективного средства формирования успешной языковой личности. Иноязычное образование в данной статье рассматривается как надежная инвестиция в человеческий капитал и необходимый навык для каждого современного специалиста и гражданина. Кроме того, в работе отмечается, что иноязычное образование способствует становлению духовно и культурно развитой личности нового поколения с четкой гражданской позицией. Особое внимание уделяется также знаниям и навыкам цифрового общества, которые формируются под воздействием иноязычного образования.

 
101-105 21
Аннотация

В статье говорится о проблемах освоения нового материала, с которыми сталкиваются практически все преподаватели дисциплины «Иностранный язык». Поясняется, что часто это происходит из-за того, что у студентов не развиты различные виды памяти, которые должны быть задействованы в процессе изучения неродного языка. Описываются универсальные принципы, используемые в иноязычной подготовке для активизации долговременной и кратковременной памяти. Автор дает практические рекомендации, необходимые для продуктивного ввода нового лексического и грамматического материала дисциплины на занятиях по иностранному языку. «Разогрев» речевого аппарата в начале занятия и его «остывание» в конце рассматриваются не только как один из методических приемов, но и как хороший «тренажер» для памяти обучаемых.

 
106-109 20
Аннотация

В наше время в образовательной среде стали заметны негативные тенденции снижения способности студентов долго концентрироваться на определенном предмете и запоминать информацию. В поисках преодоления возникших тенденций в представленной статье автор обращает свое внимание на необходимость дополнительного мотивирования учащихся на занятиях по иностранному языку в неязыковом вузе при обучении экономическим и финансовым специальностям. Рассматривается возможность мотивировать будущих специалистов на достижение успеха в рамках поставленных вузом целей.

 
110-113 32
Аннотация

В условиях «информационного взрыва», когда темпы технологического развития увеличились до небывалых ранее уровней, а производство информации удваивается каждые пять лет, процесс обучения также должен быть многократно интенсифицирован. При этом важно понимать, что какой бы методически выверенной ни была образовательная программа, ее полная реализация труднодостижима при групповом обучении. Различные ментальные особенности обучающихся определяют разную скорость и объем освоения ими программы, что, как следствие, приводит к отличиям в уровне базовых знаний, от которых перманентно отталкивается преподавание нового материала. Помимо дидактических игр, решения проблемных задач, мозговых штурмов, широко внедряемых в образовательный процесс в настоящее время, в обучении применяются технологии виртуальной и дополненной реальности (VR and AR) как основы для проведения учебных занятий. В случае обучения иностранным языкам это особенно ценно.

 
114-118 26
Аннотация

Автор статьи рассматривает особенности преобразования учебной деятельности студентов в условиях формирования цифровой информационно-образовательной среды вуза. Внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в процесс обучения в высшей школе повышает эффективность организации самостоятельной работы студентов и управления их познавательной деятельностью. Автор отмечает необходимость оценки внедряемых информационно-коммуникационных технологий с учетом педагогических принципов обучения. В статье представлены примеры практического использования популярных платформ Moodle, Rosetta Stone. Учебная деятельность, организуемая преподавателем посредством данных компьютерных систем, позволяет повысить образовательные результаты студентов, поскольку направлена на выполнение различного рода задач, которые способствуют развитию компетенций студента в  рамках освоения конкретной учебной дисциплины. Учебно-познавательная деятельность студентов при обучении посредством информационно-коммуникационных технологий рассматривается как самостоятельный процесс овладения знаниями, направленный на развитие навыков непрерывного обучения.

 
119-123 20
Аннотация

В статье рассматриваются новые формы педагогического взаимодействия в  процессе преподавания и  изучения иностранного языка в условиях цифровой образовательной среды. Автор анализирует подходы к данному явлению, существующие в отечественной и зарубежной педагогике. В период вынужденной изоляции, в связи с переходом на онлайн-обучение, появились новые образовательные платформы и  изменились формы взаимодействия между обучаемыми и обучающимися. Автор анализирует преимущества индивидуальных образовательных траекторий и подчеркивает важность контроля результатов работы студентов в цифровом образовательном пространстве. Отмечается эффективность использования платформы Moodle для осуществления оперативной связи с обучаемыми. Делается вывод о том, что правильный выбор инструментов педагогического взаимодействия и управления способствует оптимизации учебного процесса, развитию мышления и формированию нравственных ценностей.

 
124-128 26
Аннотация

В статье сопоставляются восходящая и нисходящая стратегии в аудировании иноязычных текстов. Обзор основных особенностей стратегий основан на сопоставительном акцентировании системных знаний в языке и навыков речевого декодирования, формальных и содержательных элементов речи, а также фонологических трудностей в восприятии англоязычных аудиотекстов в учебной аудитории. Освещаются вопросы, связанные с прагматикой высказывания и фоновыми знаниями, типами умозаключений в рецептивных модулях сознания, интерактивностью как основой успешной интерпретации сообщения, компенсационными и аффективными стратегиями в лингводидактике, эвристической составляющей обучения и рефлексией, проблемным и предметно-языковым интегрированным обучением. Названы критерии для выбора стратегий в обучении аудированию студентов неязыковых специальностей и приведены примеры аудиторной работы.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.