Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск
Том 10, № 6 (2020)
Скачать выпуск PDF

ТЕМА НОМЕРА: НОВАЯ НОРМАЛЬНОСТЬ: НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ВЫЗОВЫ

6-11 82
Аннотация

Одной из ключевых проблем политической науки является баланс между гражданским обществом и государством. Вопрос в том, какой фактор может его в наибольшей степени изменить. Сегодня им вполне может оказаться развитие технологий, которые дают преимущества и государству, и обществу. Государство с их помощью получает возможность контролировать граждан: их перемещения, поисковые запросы, просмотренный контент и финансовые траты. Но и общество «вооружается» новыми формами контроля за государством, а также активно внедряется в систему подготовки и принятия политических решений. Появились новые способы коммуникации, возник феномен гражданской журналистики, соцсети стали трансляторами общественных настроений и элементами гражданского контроля. Общество требует также трансформации капитализма, настаивая на том, чтобы бизнес исходил из приоритета общественных ценностей, а не прибыли.

12-18 80
Аннотация

Глобализация, конкурентная борьба, поиск новых источников финансирования уже давно являются реалиями не только для бизнеса, но и для такой социально важной сферы, как образование. Современные университеты разрабатывают и реализуют стратегии, которые позволяют им стать значимыми игроками на мировом рынке образования, а правительства многих стран, также заинтересованные в продвижении имиджа национального образования и университетов, в свою очередь, разрабатывают программы поддержки данных инициатив. В статье анализируется мировой опыт университетов и национальных систем высшего образования по повышению престижа и конкурентоспособности на глобальном рынке образования, определяются основные типы стратегий, благодаря которым многие страны смогли достичь прорывных результатов на мировой образовательной арене.

19-24 69
Аннотация

В статье исследуются вопросы становления и развития глобального образования и глобальной образовательной политики. Несмотря на то что понятие «гражданство» исторически ассоциировалось с правами и обязанностями тех, кто был связан определенной территорией и соответственно государством, граждане мира понимают необходимость брать на себя ответственность за благополучие человечества и планеты в целом. Поэтому развитие граждан мира можно считать конечной целью глобального образования и соответственно глобальной образовательной политики. Исследование базируется на учете методологических основ концепций ученых-глобалистов в области образования относительно терминологии глобального образования, международного образования, глобальных компетенций и глобального гражданства. Глобальное образование рассматривается как один из способов современного обучения, направленного на подготовку студентов к глобальной гражданственности в сложном взаимосвязанном мире с учетом формирования глобальных компетенций политической, экономической, социально-культурной и экологической направленности. В статье представлен ретроспективный анализ формирования и развития глобального образования с учетом состояния геополитического климата.

25-31 57
Аннотация

Пандемия коронавируса, повергшая в шок мировую экономику, выявила слабость существующего мирохозяйственного уклада и привела к обострению противоречий прежде всего между глобальными акторами — Китаем и США. В таких условиях информационные технологии оказались ключевыми в борьбе с коронавирусом, а также необходимым условием для победы в экономической и военной гонке. Россия в силу своего геополитического положения не может остаться в роли стороннего наблюдателя и должна будет рано или поздно занять позицию в борьбе за мировое господство. Для того чтобы оказаться победителем, следует осуществлять долгосрочное планирование экономики, автоматизировать процесс принятия решений органами государственной власти и управления. Это, в свою очередь, требует проведения целого комплекса мероприятий, направленных на развитие, а по сути, на воссоздание отечественной радиоэлектронной промышленности. Воплощение в жизнь таких мер окажет непосредственное влияние на геополитическую роль России в условиях нового миропорядка.

32-38 77
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению понятия «патриотизм» и смысложизненных приоритетов российского общества в контексте смысла существования. Используя социально-философский инструментарий, автор анализирует особенности состояния современного социума, личностное и социальное измерение поисков проблемы смысла существования. Особое внимание уделяется внутриличностным механизмам восприятия смысла жизни, специфике формирования патриотизма. Способствовать формированию у подрастающего поколения осмысленного мировоззрения может система смысложизненных приоритетов — так называемая смысложизненная матрица. С помощью достижений современной социологии она позволит более детально проработать образовательно-воспитательные процессы для разных возрастов и различных регионов — с учетом территориальных особенностей. Как представляется, именно в связи с разнородностью оценок и суждений цифровизированная версия смысложизненной матрицы способна стать унифицирующим фактором. На основе данных, полученных с разных территорий, могут быть разработаны как общие, так и отдельные критерии формирования целостной матрицы, способной наглядно представлять смысложизненные характеристики и предлагать те или иные рекомендации образовательно-воспитательного характера. Помимо этого, на данный момент важным условием успешного развития патриотически настроенной личности является анализ содержания патриотизма. Он должен соответствовать реалиям и тенденциям современной эпохи.

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ

39-48 111
Аннотация

В условиях внешнего информационного давления и активизации внутренних внесистемных сил формируются условия для реализации эффекта «стоячей волны», при котором рост протестного потенциала достигает своего максимума и актуализируется под влиянием событий-триггеров. Среди таких событий особое место принадлежит электоральному циклу и транзиту власти. Коммуникационные и общественно-политические эффекты влияния цифровизации на процессы политической социализации и гражданского становления российской молодежи в настоящее время приобрели ярко выраженный характер. Во-первых, наблюдается более широкая, по сравнению с поколением родителей, вовлеченность молодых людей в гражданские и политические практики.

Во-вторых, фиксируется перенос молодыми россиянами гражданского и политического активизма в цифровое пространство. В-третьих, регистрируется высокая скорость переключения гражданской активности представителей молодого поколения в политические форматы, онлайн-стратегий — в реальные практики, конвенциональных форм активизма — в неконвенциональные формы [1]. Исходя из этого авторы статьи провели выявление закономерностей актуализации деструктивного потенциала гражданской активности молодежи в современной России с учетом онлайн-фактора.

49-55 67
Аннотация

Цифровая трансформация экономики и общества, происходящая в настоящий момент во всем мире, предъявляет высокие требования к специалистам всех сфер деятельности в части владения IT-навыками, кибербезопасности и работы с персональными данными. Критически важными цифровые компетенции становятся для управленческих кадров, от которых зависит, сможет ли организация реализовать цели своей деятельности в новой цифровой среде, будет ли она конкурентоспособной. В этой связи актуальным представляется изучение специфики цифровых компетенций, их сущности и основных составляющих. Целью настоящего исследования является разработка модели компетенций управленцев, включающей в себя цифровой блок. Авторами проведен опрос среди выпускников и экспертов-работодателей Президентской программы подготовки управленческих кадров (n=197). В результате опроса были выявлены наиболее важные, по мнению респондентов, компетенции, на основании чего разработана модель с тремя уровнями освоения и индикаторами для каждого из уровней. Представленная модель компетенций может быть полезна при разработке образовательных программ, оценке кандидатов при отборе в кадровый резерв и для других управленческих функций.

56-60 65
Аннотация

В статье представлен анализ понятия «виртуальная реальность», показана связь данного понятия с понятием «реальность», проведен обзор их исторической совокупности. Идея виртуальности и ее отношение к реальности разрабатывались в античной, восточной, схоластической философии и получили широкое распространение в последние несколько десятилетий. Виртуальная реальность рассматривается в качестве репрезентативной технологии, в которой условия, обстоятельства и контекст производства реальности могут быть относительно очевидны. Однако по сравнению с «традиционными» социокультурными системами ее конструирование упрощено. Также в работе выявлено влияние виртуализации сегодняшнего общества на процессы, происходящие в рамках межкультурной коммуникации. В ходе анализа было выявлено, что виртуальная реальность в разных условиях может быть составной частью, видом, аспектом особенностью реальности. Ее характеристики неразличимы, накладываются друг на друга, что влияет на культурную самоидентификацию индивида и, как следствие, на межкультурную коммуникацию.

61-65 93
Аннотация

В статье рассматриваются подходы российских и зарубежных авторов к определению понятия «санкции». Большое число разнящихся методов говорит о том, что в политической и юридической науке до сих пор нет общего мнения о том, как дефинировать данное понятие. Кроме того, автор анализирует различные определения понятий «санкции», «ограничительные меры» и их аналогов. В данной ситуации также наблюдается расхождение в подходах. В своей работе автор приходит к выводу о том, что при анализе политических рисков подобное разведение терминов является контрпродуктивным, соглашаясь с исследователями, которые считают, что сущностной разницы между санкциями международных организаций и мерами отдельных государств нет.

66-71 98
Аннотация

В статье рассмотрены изменения, происходящие в языковой политике стран ближнего зарубежья, направленные на укрепление национальных интересов и снижение значимости русского языка. Авторами проанализирован ряд стран постсоветского пространства с разным уровнем интеграции русского языка, происходящей под влиянием как политических, так и экономических факторов. Целью статьи является определение значимости русского языка в языковой политике стран ближнего зарубежья. Для обозначения официальной позиции органов государственной власти в области распространения русского языка были изучены особенности проводимой политики в Республике Молдова, Грузии, Казахстане и странах Прибалтики. Методология проведенного исследования базируется на общенаучных методах познания: индукции, дедукции и методе сравнительного анализа, которые подкреплены графическим методом визуализации данных. Материалы, изложенные в статье, позволяют сделать вывод об изменении языковой политики стран ближнего зарубежья и закономерном смещении акцентов с преобладания и признания русского языка в развитии многонациональных культур исследуемых стран к укреплению значимости английского языка как инструмента интеграции в мировое экономическое пространство.

АКТУАЛЬНЫЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

72-75 68
Аннотация

Рост академической мобильности создает дополнительные возможности для продвижения позитивного образа России в мире за счет вторичной политической социализации иностранных студентов. Исходя из тезиса о том, что уровень лояльности обучающихся по отношению к политическому курсу современной России напрямую зависит от степени их осведомленности о деятельности властей РФ, было проведено пилотажное исследование социально-политических аттитюдов иностранных студентов Финуниверситета. Мониторинг показал, что стремление иностранных студентов интегрироваться в российский социум обусловлено не только представлением о месте России на современной политической арене, но и оценкой роли нашей страны в мировой истории и культуре.

76-80 58
Аннотация

В статье рассматриваются историко-политические аспекты работы с иностранными обучающимися в плане их адаптации к российской действительности и формирования у них устойчивого позитивного отношения к Российской Федерации как к одному из лидеров мировой политики, экономики и образования. При этом анализируется специфика акцентировки в политической социализации студентов различного культурно-мировоззренческого профиля, предлагаются варианты поиска компромиссных, консолидирующих начал.

81-92 59
Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос формирования карьерных стратегий медицинских работников, а также факторов, влияющих на их формирование. На основе данных социологического опроса, проведенного в Москве в 2019 г. в ходе реализации проекта «Развитие кадрового потенциала столичного здравоохранения», были рассмотрены социально-демографические, профессионально-квалификационные и психологические (психоэмоциональные) факторы. Три группы выделенных факторов на практике неразделимы и действуют не просто одновременно, но усиливают или нивелируют друг друга, проявляясь в разной степени (в зависимости от индивидуальных качеств отдельного сотрудника, от условий и места жительства/работы, от стартовой позиции начала образовательной и трудовой жизни и т. д.). Авторами выявлены три наиболее распространенные модели карьерных траекторий, предпочитаемые медицинским персоналом.

93-96 56
Аннотация

Актуальность работы обусловлена изменением предпочтительных форм занятости в условиях быстрого распространения пандемии коронавируса по всему миру. Из-за потери «стандартного» места работы или повышения роли самосохранительного поведения многие сегодня перешли на нестандартные виды занятости — фриланс и «удаленку». Цель настоящего исследования — изучить перспективы развития фриланса после пандемии. В ходе исследования были использованы методы формальной логики: анализ и синтез, а также социологические методы: контент-анализ и интернет-опрос. По итогам проведенного исследования авторы сделали выводы о существовании объективных и субъективных факторов, связанных с мировым и страновым локдаунами, которые оказали достаточно противоречивое воздействие на деятельность фрилансеров.

97-104 62
Аннотация

В статье анализируется проблема места и роли научно-исследовательской деятельности в формировании профессиональной субъектности студентов российских вузов. В целях анализа данной проблемы в 2020 г. исследовательский коллектив Финансового университета провел социологическое исследование с применением методов фокус-групп и массового количественного опроса. Рекрутинг участников фокус-группы осуществлялся среди студентов старших курсов бакалавриата. В массовом опросе приняли участие 6400 студентов. Был проведен контент-анализ научных исследований и литературных источников по выявлению методик научно-исследовательского потенциала и материалам изучения профессиональной субъектности. Выделены и рассмотрены основные подходы к изучению данного явления: экономический, правовой, социологический, культурно-ценностный и психологический. В заключение представлены общие рекомендации по стимулированию научно-исследовательского потенциала студентов.

105-112 61
Аннотация

В статье изучено и проанализировано информационное сопровождение реализации национальных проектов (НП). Авторы рассматривают, в том числе, частотность упоминания, контекст, а также — в положительном или отрицательном ключе подана информация о кураторах, руководителях и администраторах национальных проектов в статьях по этой теме. Кроме того, авторами проведен анализ результатов социологических исследований на предмет осведомленности населения о наличии национальных проектов — в общем, и отдельных проектах — в частности. На основании проведенного исследования медиаполя авторами сделан вывод относительно качества продвижения и разъяснения целей и первичных результатов национальных проектов для общественной аудитории.

113-119 56
Аннотация

Статья посвящена раскрытию вопроса влияния Соединенных Штатов Америки и Советского Союза на формирование типов политического лидерства в Федеративной Республике Германия, Германской Демократической Республике и объединенной Германии 1990 г. В представленном материале коротко характеризуются представленные в дискурсе политической науки типологии политического лидерства (типология традиционного, рационально-легального и харизматичного лидера Макса Вебера, типология лидера- «знаменосца», «торговца», «служителя» и «пожарного» Маргарет Херманн, типология «патриарха», «тирана» и «идеального» лидера Сесила Джибба), что в дальнейшем позволяет соотнести выявленные типы с политическими лидерами ФРГ Конрадом Аденауэром, Людвигом Эрхардом, Куртом Георгом Кизингером, Вилли Брандтом, Гельмутом Шмидтом и Гельмутом Колем и ГДР — Вальтером Ульбрихтом и Эриком Хонеккером. На основе узловых событий политической истории Германской Демократической Республики и Федеративной Республики Германия раскрывается экономическое, военное, идеологическое и политическое влияние двух сверхдержав времен холодной войны — Советского Союза и Соединенных Штатов Америки — на ключевые векторы внутренней и внешней политики Федеративной Республики Германия и Германской Демократической Республики.

120-125 52
Аннотация

В данной статье анализируются стратегии языкового поведения, различия в дидактическом подходе, роль носителей и неносителей языка в формировании межкультурной коммуникативной компетенции. Авторы исследуют проблему с точки зрения преподавателя — носителя русского языка, мальтийского преподавателя, условного носителя английского языка и российского преподавателя — неносителя английского языка как иностранного. По мнению авторов, как носители языка, так и неносители языка в своей работе имеют преимущества и недостатки. Чтобы конкурировать с носителем языка, неноситель должен иметь высший уровень владения преподаваемым языком. В то же время как носитель, так и неноситель языка должны иметь соответствующую профессиональную подготовку и обладать необходимыми компетенциями.

СТАРТАП МОЛОДОГО УЧЕНОГО

126-130 63
Аннотация

Статья посвящена исследованию особенностей политико-институциональных изменений в России в начале XXI в. Автор рассматривает политический институт как организацию с определенной структурой и функциями; формальные и неформальные взаимоотношения акторов, а под институционализацией понимает процесс организационного оформления и нормативного закрепления отношений, связанных с управлением, завоеванием власти, политическим участием. В 1990-е гг. Президентом Б. Н. Ельциным были заложены основы демократического развития страны. Тем не менее, следствием демократических реформ стало возникновение проблем, угрожающих экономической стабильности и целостности России. Автор определяет основные политико-институциональные изменения, направленные на укрепление центральной власти, изменение характера взаимоотношений между Центром и регионами, исполнительной и законодательной властью.

131-134 97
Аннотация

Рассказы Д. Джойса (1882–1941 гг.) «Сестры» и «Аравия» из сборника «Дублинцы» (1905 г.) стоит рассматривать как репрезентацию начала жизненного цикла. В статье рассматриваются темы детства и юности в перцепции Джойса, и то, как он их развивает в обсуждаемых текстах, помещая в центр проблему перехода из одного состояния (детство) в другое (зрелость). Этот переходный период определяется как подростковый, когда дети теряют свои лучшие, по Джойсу, качества из-за «психологического потрясения». В работе также рассматривается мотив «духовного паралича», которым поражены все жители Дублина, — комплексный образ всех человеческих пороков. Хотя Джойс описывает Дублин, скорее, как трансцендентальное пространство, он все еще пишет об актуальных социальных проблемах не только Дублина, но и всей Ирландии. В статье проводится анализ наиболее значимых символов, наделенных многозначностью, через которые раскрываются отношения детей и подростков с миром. Кроме того, рассматривается язык обоих рассказов, репрезентирующий особенности детской речи, которая свидетельствует о неполном понимании мира.

135-140 81
Аннотация

Концепция создания «умного города» в Арктике является исключительным стимулом для освоения новых территорий и социально-экономического развития России. Министерство строительства Российской Федерации реализует проект «умный город» (который нацелен на повышение конкурентоспособности городов России, а также необходим для формирования эффективной системы управления) в рамках национальной программы «Цифровая экономика». Власти Мурманской, Архангельской областей, а также Ямало-Ненецкого автономного округа уже включили в свою программу развития меры, позволяющие реализовать национальный проект «умный город» в своих регионах. Одна из задач данного исследования заключается в том, чтобы систематизировать и обосновать проблемы, с которыми сталкиваются регионы при реализации данного проекта.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)