Влияние научно-исследовательского потенциала студента на формирование его профессиональной субъектности
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-6-97-104
Аннотация
В статье анализируется проблема места и роли научно-исследовательской деятельности в формировании профессиональной субъектности студентов российских вузов. В целях анализа данной проблемы в 2020 г. исследовательский коллектив Финансового университета провел социологическое исследование с применением методов фокус-групп и массового количественного опроса. Рекрутинг участников фокус-группы осуществлялся среди студентов старших курсов бакалавриата. В массовом опросе приняли участие 6400 студентов. Был проведен контент-анализ научных исследований и литературных источников по выявлению методик научно-исследовательского потенциала и материалам изучения профессиональной субъектности. Выделены и рассмотрены основные подходы к изучению данного явления: экономический, правовой, социологический, культурно-ценностный и психологический. В заключение представлены общие рекомендации по стимулированию научно-исследовательского потенциала студентов.
Ключевые слова
Об авторах
Е. В. ВоеводинаРоссия
Екатерина Владимировна Воеводина — кандидат социологических наук, доцент Департамента социологии
Москва
П. Ш. Шихгафизов
Россия
Пирмагомед Шихмагомедович Шихгафизов — кандидат социологических наук, старший преподаватель Департамента социологии
Москва
А. В. Власова
Россия
Ангелина Вячеславовна Власова — специалист учебно-научной социологической лаборатории Департамента социологии
Москва
Список литературы
1. Бобиенко О. М. Ключевые компетенции профессионала как конкурентное преимущество на рынке труда. Современная конкуренция. 2008;4(10):96–104.
2. Власова В. В., Гохберг Л. М., Дьяченко Е. Л. и др. Российская наука в цифрах. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ; 2018.
3. Бондаренко Н. В., Войнилов Ю. Л., Волкова Г. С. и др. Российская молодежь: образование и наука. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ; 2017.
4. Каленов А. А. К вопросу понимания субъектности и ее структуры в научных исследованиях. Образование и воспитание. 2017;1(11):3–7.
5. Обухов А. С., Киселев Б. А. Развитие субъектной позиции учащихся старших классов в условиях учебно-исследовательской деятельности. Преподаватель XXI век. 2010;(2–1):179–188.
6. Галишева М. С., Зуев П. В. Учебно-исследовательская деятельность школьника: структурная модель и формулировка понятия. Педагогическое образование в России. 2019;(6):6–18.
7. Clarke H., Ryan C. Research Supervision as a Conversation. International Journal of Qualitative Studies in Education. 2006:19(4):477–497.
8. Андреева И. Г. Профессиональная субъектность будущих юристов как объект изучения и развития. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-subektnost-buduschihyuristov-kak-obektizucheniyai-razvitiya.
9. Бордовская Н. В., Костромина С. Н., Розум С. И., Москвичева Н. Л. Исследовательский потенциал студента: содержание конструкта и методика его оценки. Психологический журнал. 2017;1(38):52–66.
10. Тюриков А. Г., Большунов А. Я. Профессиональная субъектность как продукт высшего образования и подходы к оценке профессиональной субъектности выпускника вуза. Инновации в образовании. 2018;(11):95–105.
11. Тюриков А. Г., Кунижева Д. А., Таракановская Е. В. Формирование и развитие научно-исследовательского потенциала молодежи в вузе. Власть. 2020;(4):163–170.
12. Тюриков А. Г., Разов П. В., Амерсланова А. Н. Участие потребителей в оценке качества и востребованности образовательных услуг вуза. Гуманитарные науки. 2018:8(6):68–75.
Рецензия
Для цитирования:
Воеводина Е.В., Шихгафизов П.Ш., Власова А.В. Влияние научно-исследовательского потенциала студента на формирование его профессиональной субъектности. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;10(6):97-104. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-6-97-104
For citation:
Voevodina E.V., Shikhgafizov Sh.P., Vlasova A.V. Impact of a Student’s Research Potential on the Formation of His Professional Subjectivity. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2020;10(6):97-104. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-6-97-104