Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Влияние научно-исследовательского потенциала студента на формирование его профессиональной субъектности

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-6-97-104

Аннотация

В статье анализируется проблема места и роли научно-исследовательской деятельности в формировании профессиональной субъектности студентов российских вузов. В целях анализа данной проблемы в 2020 г. исследовательский коллектив Финансового университета провел социологическое исследование с применением методов фокус-групп и массового количественного опроса. Рекрутинг участников фокус-группы осуществлялся среди студентов старших курсов бакалавриата. В массовом опросе приняли участие 6400 студентов. Был проведен контент-анализ научных исследований и литературных источников по выявлению методик научно-исследовательского потенциала и материалам изучения профессиональной субъектности. Выделены и рассмотрены основные подходы к изучению данного явления: экономический, правовой, социологический, культурно-ценностный и психологический. В заключение представлены общие рекомендации по стимулированию научно-исследовательского потенциала студентов.

Об авторах

Е. В. Воеводина
Финансовый университет
Россия

Екатерина Владимировна Воеводина кандидат социологических наук, доцент Департамента социологии

Москва



П. Ш. Шихгафизов
Финансовый университет
Россия

Пирмагомед Шихмагомедович Шихгафизов кандидат социологических наук, старший преподаватель Департамента социологии

Москва



А. В. Власова
Финансовый университет
Россия

Ангелина Вячеславовна Власова — специалист учебно-научной социологической лаборатории Департамента социологии

Москва



Список литературы

1. Бобиенко О. М. Ключевые компетенции профессионала как конкурентное преимущество на рынке труда. Современная конкуренция. 2008;4(10):96–104.

2. Власова В. В., Гохберг Л. М., Дьяченко Е. Л. и др. Российская наука в цифрах. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ; 2018.

3. Бондаренко Н. В., Войнилов Ю. Л., Волкова Г. С. и др. Российская молодежь: образование и наука. Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М.: НИУ ВШЭ; 2017.

4. Каленов А. А. К вопросу понимания субъектности и ее структуры в научных исследованиях. Образование и воспитание. 2017;1(11):3–7.

5. Обухов А. С., Киселев Б. А. Развитие субъектной позиции учащихся старших классов в условиях учебно-исследовательской деятельности. Преподаватель XXI век. 2010;(2–1):179–188.

6. Галишева М. С., Зуев П. В. Учебно-исследовательская деятельность школьника: структурная модель и формулировка понятия. Педагогическое образование в России. 2019;(6):6–18.

7. Clarke H., Ryan C. Research Supervision as a Conversation. International Journal of Qualitative Studies in Education. 2006:19(4):477–497.

8. Андреева И. Г. Профессиональная субъектность будущих юристов как объект изучения и развития. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnaya-subektnost-buduschihyuristov-kak-obektizucheniyai-razvitiya.

9. Бордовская Н. В., Костромина С. Н., Розум С. И., Москвичева Н. Л. Исследовательский потенциал студента: содержание конструкта и методика его оценки. Психологический журнал. 2017;1(38):52–66.

10. Тюриков А. Г., Большунов А. Я. Профессиональная субъектность как продукт высшего образования и подходы к оценке профессиональной субъектности выпускника вуза. Инновации в образовании. 2018;(11):95–105.

11. Тюриков А. Г., Кунижева Д. А., Таракановская Е. В. Формирование и развитие научно-исследовательского потенциала молодежи в вузе. Власть. 2020;(4):163–170.

12. Тюриков А. Г., Разов П. В., Амерсланова А. Н. Участие потребителей в оценке качества и востребованности образовательных услуг вуза. Гуманитарные науки. 2018:8(6):68–75.


Рецензия

Для цитирования:


Воеводина Е.В., Шихгафизов П.Ш., Власова А.В. Влияние научно-исследовательского потенциала студента на формирование его профессиональной субъектности. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;10(6):97-104. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-6-97-104

For citation:


Voevodina E.V., Shikhgafizov Sh.P., Vlasova A.V. Impact of a Student’s Research Potential on the Formation of His Professional Subjectivity. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2020;10(6):97-104. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-6-97-104

Просмотров: 77


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)
ISSN 2619-1482 (Online)