Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск
№ 2 (2015)
Скачать выпуск PDF

ТЕМА НОМЕРА: «РОССИЯ И ЗАПАД: ОТНОШЕНИЯ В ПОСТКРЫМСКИЙ ПЕРИОД» 

6-13 147
Аннотация
Статья посвящена исследованию процесса формирования российского внутриэлитного консенсуса по вопросу реинтеграции Крыма и Севастополя. В частности, рассматривается спектр взаимоотношений отечественного истеблишмента с западными партнерами в контексте «украинского вопроса», также анализируются причины возникновения «вежливой политики» в 2014-2015 гг. Отмечается, что США и Евросоюз своими прямолинейными и конфронтационными действиями фактически вынудили российскую элиту занять жесткие позиции по Крыму. При этом в статье рассматриваются и альтернативные точки зрения относительно реинтеграции Крыма, в частности, либеральной общественности, которая по этому вопросу выступила оппонентом В.В. Путина. Тем не менее автор приходит к выводу о том, что в целом по крымской проблеме сложился внутриэлитный консенсус, что позволило Президенту Российской Федерации и далее действовать активно на украинском направлении. В то же время распространение конфликта на Донбассе вызвало определенное брожение в отечественном «правящем классе», что привело к заключению минских договоренностей и заморозке проекта «Русский мир».
14-21 190
Аннотация
Научная проблема, на решение которой нацелена данная статья, заключается в выяснении причин негативного имиджа России в США. Отдельные авторы полагают, что проблема - в «русофобских» настроениях представителей американского истеблишмента. Представляется целесообразным выяснить, действительно ли речь идет о некоем «заговоре с целью очернить Россию», или же имеет место влияние других обстоятельств. Методы, используемые для решения данной проблемы, включают: анализ американских СМИ, анализ деятельности иностранных лобби на примере Польши, Украины, Грузии, Литвы, Латвии, Эстонии, рассмотрение политики руководства РФ в контексте международного имиджа. В качестве индикатора восприятия РФ в США был использован лонгитюдный опрос PewResearchCenter, проводимый в рамках «Глобального проекта восприятия». Теория, являющаяся предметом тестирования данного исследования, состоит из следующих элементов: в качестве зависимой переменной выступает имидж России в США, независимой - политика руководства РФ (эндогенный фактор) и деятельность иностранных лобби в США (экзогенный фактор). Рабочая гипотеза исследования заключается в том, что эндогенные факторы играют большую роль в определении восприятия нашей страны в США, чем экзогенные. Альтернативная противоположная гипотеза данной работы состоит в том, что экзогенные факторы являются основной причиной негативного восприятия нашей страны в США. Вывод, к которому пришел автор в результате проведения исследования, заключается в том, что на указанную зависимую переменную большее влияние оказывают эндогенные факторы, чем экзогенные. Иными словами, рабочая гипотеза была подтверждена, а альтернативная противоположная гипотеза опровергнута.
22-30 132
Аннотация
Прошедший 2014 г. скорректировал российскую внешнюю политику и вновь поставил вопрос о необходимости смещения акцентов в сторону кооперации со странами Востока. Актуальность данной статьи заключается в изучении международной активности российского руководства в период повышенной геополитической и экономической турбулентности, беспрецедентного информационного давления на Россию с момента распада биполярной системы международных отношений. Цель - выявление достоинств и недостатков заявленной российским руководством в 2014 г. стратегии разворота на Восток. Для достижения поставленной цели планируется решение следующих задач: систематизация активности российских политических и деловых кругов на восточном направлении, анализ уже предпринятых шагов, фиксация политических и экономических рисков, с которыми Россия может столкнуться на восточном треке в среднесрочной перспективе. При оценке эффективности внешнеполитических маневров российского руководства в восточном направлении используются следующие методы: ивент-анализ, ситуационный анализ и метод экспертной оценки.Общим выводом статьи является утверждение, согласно которому разворот России на Восток еще не оформлен и нуждается в систематизации и формировании комплексной стратегии.В дальнейшем предполагается продолжить работу над изучением российского политического и экономического потенциала в восточном направлении, выявлением проблемных полей и способов их устранения.

ГУМАНИТАРНАЯ ТЕОРИЯ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ ПОИСКЕ 

31-40 112
Аннотация

Статья отозвана.

В статье рассматривается проблема инновационно-технологического потенциала российской экономики и влияние его на мировой экономический кризис. Промышленная политика государства как часть общей экономической политики является одной из наиболее широко обсуждаемых проблем. Принят соответствующий законодательный акт. Сторонники либерального подхода к промышленной политике считают, что руководствоваться только отраслевым принципом в промышленной политике сегодня нецелесообразно, поскольку в быстро меняющихся экономических и технологических условиях на передний план выходит способность организаций и государства к адаптации в постоянно меняющейся окружающей среде и внедрению новых технологий.Отмечается, что реалии начала XXI в. таковы, что Россия по ряду отраслей (большинству) утратила в принципе способность к инжинирингу как к созданию принципиально новых видов продукции. Государственная промышленная политика сегодня должна формироваться как национальная, когда равноправными участниками ее разработки и реализации выступают не только государство и бизнес, но и научные и общественные организации, институты гражданского общества. Предложены принципы диагностики промышленной политики. Раскрываются причины разрушения нравственности российской экономики и потеря устойчивости экономического развития. Тревожит то, что за восемь благополучных лет выросло поколение политиков и топ-менеджеров, привыкших «управлять ростом благосостояния» в тепличных условиях, когда растут все рынки, когда нет конкуренции с более сильными соперниками из-за рубежа и не нужны крупные инвестиции в новые технологии, когда население не интересуется политикой. У такой элиты нет опыта антикризисного управления, необходимых умений, они не заряжены на нелегкую постоянную борьбу.В России новая экономическая стратегия требует создания умной и нравственной экономики. Кризис более всего поражает безнравственные экономики, потому что именно безнравственное поведение бизнеса, властей и граждан на самом деле порождает кризисы. Нынешний кризис - новый этап экономического и нравственного выздоровления для многих стран. Констатируется, что сегодняшнее положение в России не позволит создать инновационную экономику ни к 2020, ни к 2050 гг.

41-46 117
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению и анализу иноязычных и русскоязычных источников, посвященных проблематике Болонского процесса и специфике его реализации, прежде всего в различных европейских странах (как Западной, так и Восточной Европы), а также текущим тенденциям развития в европейской системе высшего образования.На основе проанализированного материала делается вывод: несмотря на предпринятые шаги и усилия, а также реализованные на протяжении последних пятнадцати лет меры, на практике имплементация процедур, механизмов и принципов Болонского процесса далеко не всегда проходила и продолжает проходить гладко и безболезненно не только в странах Восточной Европы (которые присоединились к Болонскому процессу позже), но и в государствах Западной Европы, включая и членов-основателей (в частности, Германию и Италию). Автор обращает внимание на специфику и недостатки русскоязычных источников, что обуславливает использование прежде всего англоязычных научных публикаций, а также опубликованных на английском языке официальных документов Европейского союза (ЕС), посвященных развитию Болонского процесса, для более полного и глубокого изучения проблематики, связанной с Болонским процессом.В свете стремления Российской Федерации продолжать реализацию Болонского процесса, несмотря на текущие неблагоприятные внешнеполитические условия, также актуальным представляется более тщательное и подробное изучение опыта в сфере реализации Болонского процесса государств Восточной Европы (например, Чехии, Словакии, Болгарии), а также постсоветского пространства (например, Молдовы, Казахстана, Украины и т.д.).

АКТУАЛЬНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

47-54 110
Аннотация
Статья посвящена династическому мифу Рюриковичей и его культурно-религиозным основаниям как примеру позитивной государствообразующей исторической мифологии. Проблема исторической мифологии ныне приобретает новую актуальность. С одной стороны, идут широкие общественные дискуссии по поводу фальсификации и демифологизации истории. С другой стороны, на повестке дня стоит выработка исторического консенсуса как одного из основополагающих элементов государственной идеологии России.Автор постулирует, что наряду с сознательными фальсификациями истории существуют противоположные по сути им позитивные исторические мифы, входящие в национальное сознание и становящиеся ключевыми составляющими культурно-исторической самоидентификации. Выработка позитивного исторического мифа является для любой государственности, для любой нации процессом неизбежным и желательным. В качестве примера такого мифа в статье рассматривается историко-династическая мифология государства Рюриковичей в киевский и московский период.Особое внимание уделено литературным памятникам эпохи, в которых нашел отражение и получил развитие династический миф. Прослежено его развитие от «Повести временных лет» до «Степенной книги». Показано, как древнерусские писатели и летописцы раскрывали основной, на их взгляд, сакральный смысл существования Русского государства. Нередко это происходило через формальное искажение, на взгляд современного исследователя, исторического факта. Однако восприятие исторического текста в средневековье отличалось от современного. Приближение описываемой реальности к идеальной библейской через аллюзии и парафразы только способствовало, на взгляд средневекового автора, установлению подлинной истины. Миф, сакрализующий царствование правящей династии, сыграл значительную конструктивную роль в строительстве русской государственности.
55-63 169
Аннотация
В статье рассматривается роль семей еврейских финансистов в Лондоне в XVII-XX вв., вопросы участия евреев в развитии капитализма и перемещения еврейских капиталов из Голландии в Англию в XVII -XVIII вв. Еврейские капиталы сыграли важную роль в создании Английского банка в 1694 г. (семья Суассо и др.). В XVIII-XIX вв. наиболее влиятельными финансистами Лондона были евреи. Хорошо известна большая роль семьи финансистов Ротшильдов в английской истории XIX-XX вв. Акцент в статье сделан на истории менее известных семей еврейских финансистов (Голдсмиты, Коэны, Левита, Мокатта, Монтегю, Монтефиоре, Рафаэлы, Сассуны, Стерны, Хамбро и др.). Некоторые из этих семей сохраняют лидирующую роль в мире финансов. Несколько крупных банков и компаний в XIX-XX вв. были основаны еврейскими финансистами из Англии. Финансовая деятельность еврейских финансистов из Англии в XIX-XX вв. была связана со всей Британской империей. Информация, содержащаяся в статье, показывает тесную родственную связь между рассмотренными семьями еврейских финансистов, а также связи между ними и английской аристократией.
64-71 96
Аннотация
Б.А. Грушин принадлежит к узкой группе исследователей, с полным правом называемых основателями советской теоретико-эмпирической социологии. Как философ и методолог, он значительно углубил понятийный язык социологии, рассмотрел многие сложные проблемы генезиса массового сознания и поведения. Особое место в его творчестве занимали вопросы изучения общественного мнения, он первым в СССР стал проводить опросы населения и публиковать результаты анализа мнений людей в прессе. Б.А. Грушин - один из основателей Всероссийского (ранее - Всесоюзного) центра изучения общественного мнения.Публикуемый ниже материал представляет собой автореферативное изложение в формате журнальной статьи основных идей одноименной книги, выход которой был приурочен к IV Международной социологической конференции «Продолжая Грушина» (2014). Она знакомит читателя с основными вехами биографии и научными достижениями Б.А. Грушина.

ЭКСПЕРТНОЕ ИНТЕРВЬЮ 

72-75 78
Аннотация
О происходящих в современном мире неоднозначных процессах с учетом нарастающей турбулентности и роли России в них рассказывает один из ведущих российских экспертов по международной политике, научный директор экспертной площадки «Валдайский клуб» и главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Александрович Лукьянов

ПЕРВОИСТОЧНИК: НАУЧНЫЙ КОММЕНТАРИЙ 

76-81 97
Аннотация
Экспертный комментарий Протокола по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины П. Порошенко и инициатив Президента России В. Путина (Минск-1) и Комплекса мер по выполнению Минских соглашений (Минск-2)

СТАРТАП МОЛОДОГО УЧЕНОГО 

82-90 81
Аннотация
В статье рассматривается сущность понятия «шоковая реклама», которая сегодня получила широкое распространение. По-другому ее называют «эпатажная реклама», или «shockvertising». Она нарушает сложившиеся правила рекламного бизнеса, устоявшиеся традиции и культуру общества, идет наперекор стереотипам. Суть шоковой рекламы - это провокация общества, производители стремятся вызвать скандал в кругу общественности. Данный тип рекламы - это одна из стратегий компании по созданию осведомленности о торговой марке, итогом которой выступает способность потребителя идентифицировать ее, приобретать продукт и рекомендовать другим. Как один из методов усиления рекламного воздействия, шоковая реклама позволяет привлечь внимание потребителей к компании в короткий промежуток времени, завоевать их лояльность и закрепить свои позиции на рынке. Но шоковые приемы - самые спорные технологии воздействия рекламы на потребителей. Возникают сомнения по поводу эффективности такого типа рекламы с точки зрения моральных и этических норм и ее принятия разными культурами.Автор предлагает классификацию шоковых приемов на примере зарубежных и российских коммерческих рекламных кампаний, проводит анализ отличительных особенностей российской шоковой рекламы от зарубежной. Фокусируется внимание на таких видах шоковой рекламы, как насилие, страх, смерть, религия. Отмечаются характеристики, которые отличают шоковую рекламу от других рекламных методов.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ПРОЧИТАННОМ 

91-95 70
Аннотация
Рецензия на книгу Джульетто Кьеза «Что вместо катастрофы» (М.: Издательский дом «Трибуна», 2014. 352 с.)

АКАДЕМИЧЕСКАЯ ХРОНИКА И АНОНСЫ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)