СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЫ: РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА


https://doi.org/10.12737/11595

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена рассмотрению и анализу иноязычных и русскоязычных источников, посвященных проблематике Болонского процесса и специфике его реализации, прежде всего в различных европейских странах (как Западной, так и Восточной Европы), а также текущим тенденциям развития в европейской системе высшего образования.На основе проанализированного материала делается вывод: несмотря на предпринятые шаги и усилия, а также реализованные на протяжении последних пятнадцати лет меры, на практике имплементация процедур, механизмов и принципов Болонского процесса далеко не всегда проходила и продолжает проходить гладко и безболезненно не только в странах Восточной Европы (которые присоединились к Болонскому процессу позже), но и в государствах Западной Европы, включая и членов-основателей (в частности, Германию и Италию). Автор обращает внимание на специфику и недостатки русскоязычных источников, что обуславливает использование прежде всего англоязычных научных публикаций, а также опубликованных на английском языке официальных документов Европейского союза (ЕС), посвященных развитию Болонского процесса, для более полного и глубокого изучения проблематики, связанной с Болонским процессом.В свете стремления Российской Федерации продолжать реализацию Болонского процесса, несмотря на текущие неблагоприятные внешнеполитические условия, также актуальным представляется более тщательное и подробное изучение опыта в сфере реализации Болонского процесса государств Восточной Европы (например, Чехии, Словакии, Болгарии), а также постсоветского пространства (например, Молдовы, Казахстана, Украины и т.д.).

Об авторе

Е. О. Савченко
Финансовый университет
Россия


Список литературы

1. Bazić J. National and European identity in the Bologna process // Srpska politička misao. 2011. Br. 3. Str. 25-46.

2. Bazić J., Anđelković A. National identity in the Bologna process // Informatologia. 2011. Vol. 44, Issue 3. P. 207-213.

3. Bosio G., Leonardi M. The impact of Bologna process on the graduate labour market: Demand and supply, Discussion paper series // Forschungsinstitut zur Zukunft der Arbeit. 2011. No. 5789. 45 p.

4. Brennan-Krohn Z. The Bologna Process in Bosnia-Herzegovina: Strengthening, Re-Branding, or Undermining Higher Education? // 1st International Conference on Foreign Language Teaching and Applied Linguistics (Sarajevo, May 5-7, 2011). P. 1315-1320.

5. Curran E. Implementation of the Bologna Process in the new and old EU member state. Brno, 2010. 106 p.

6. Cusnir S. Transferring Bologna Ideas into National Higher Education Policy Practices: the Case of the Republic of Moldova. Tampere, 2008. 60 p.

7. Dobbins M., Leišyte L. Analysing the Transformation of Higher Education Governance in Bulgaria and Lithuania // Public Management Review. 2014. Vol. 16, Issue 7. P. 987-1010.

8. Hajdinjak M., Horváth A., Triandafyllidou A., Vidra Z. Catching up with Europe: views from Bulgaria, Greece and Hungary, 2011. 33 p.

9. Mechan-Schmidt F. German palates slow to adapt to Bologna's quick-cook recipe // The Times Higher Education Supplement. 2012. Issue 2067. P. 20.

10. Münch R. The Bologna process in the German system of higher education: from occupational monopolies to the global struggle for educational prestige // European Political Science. 2013. Vol. 12. P. 424-431.

11. Schuster K., Hees F., Jeschke S. Dipl-Ing Rest in Peace? The Implementation of the Bologna Process in Germany’s Engineering Education // Automation, Communication and Cybernetics in Science and Engineering 2011/2012. 2013. Issue 1. P. 423-431.

12. Sin C. The Devil in the Detail: Contradictory national requirements and Bologna master degrees // Tertiary Education and Management. 2013. Vol. 19, Issue 1. P. 16-31.

13. Кочеткова Т.О., Носков М.В., Шершнева В.А. Университеты Германии: от реформы Гумбольдта до Болонского процесса // Высшее образование в России. 2011. № 3. C. 137-142.

14. Кочеткова Т.О., Носков М.В., Шершнева В.А. Высшее образование в России и Германии: Болонские реформы продолжаются // Высшее образование в России. 2012. № 12. C. 125-131.

15. Курашова Н.М. Болонский процесс и внедрение инновационных стратегий в высшей технической школе Германии // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 1. C. 296-299.

16. Лисенкова Е.В. Развитие двухуровневой системы в вузах Германии в контексте Болонского процесса // Вестник Воронежского государственного аграрного университета. 2010. № 1. C. 99-102.

17. Петрова М.А., Цивунина И.В. Опыт реализации Болонского процесса в Германии: подготовка бакалавров // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 5. C. 257-258.

18. Притчард Р. Болонский процесс: уроки Великобритании и Германии // Нижегородское образование. 2011. № 3. C. 10-15.

19. Цивунина И.В., Петрова М.А. Опыт реализации двухуровневого технического образования в Германии: подготовка магистров // Вестник Казанского технологического университета. 2012. № 8. C. 479-481.

20. Harris S. Rethinking Academic Identities in Neo-Liberal Times // Teaching in Higher Education. 2005. Vol. 10, Issue 4. P. 421-433.

21. Mora J.G. Bolonia y la Salsa Boloñesa // El Mundo Del Siglo XXI Campus. 26.10.2005. P. 38.

22. Triandafyllidou A., Kaya A., Tecmen A., Kouki H., Topić M. Bologna Process as modernisation and Europeanisation. 2011. 31 p.

23. Pritchard R. British Higher Education: «Exceptionalism» in face of the Bologna Process? // Beiträge zur Hochschulforschung. 2012. № 34. P. 8-25.

24. Bieber T. Europe à la Carte? Swiss Convergence towards European Policy Models in Higher Education and Vocational Education and Training // Swiss Political Science Review. 2010. Vol. 16. № 4. P. 773-800.

25. Higher Education and Society in Changing Times: looking back and looking forward / ed. by Brennan J., Shah T. 2011. 92 p.

26. Cappellari L., Lucifora C. The Bologna process and college enrolment decisions // Labour Economics. 2009. Vol. 16, Issue 6. P. 638-647.

27. Bratti M., Cappellari L., Leonardi M. Higher Education Reform and University Graduates’ Labor Market Outcomes. 2011. 38 p.

28. Creating the European Area of Higher Education: Voices from the Periphery / ed. by Tomusk. V. Dordrecht: Springer, 2007. 313 p.

29. Fligstein N., Polyakova A., Sandholtz W. European Integration, Nationalism, and European Identity // JCMS: Journal of Common Market Studies. 2012. Vol. 50, Issue S1. P. 106-122.

30. Hartmann E. Bologna goes global: a new imperialism in the making? // Globalisation, Societies and Education. 2008. Vol. 6, Issue 3. P. 207-220.

31. Kupfer A. Diminished states? National power in European education policy // British Journal of Educational Studies. 2008. Vol. 56, Issue 3. P. 286-302.

32. Barrett B. Successes and Challenges in Implementing the Bologna Process: The Political Economy Context, 2013. 37 p.

33. Crosier D., Parveva T. The Bologna Process: Its impact on higher education development in Europe and beyond. UNESCO, 2013. 97 p.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Савченко Е.О. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ БОЛОНСКОЙ СИСТЕМЫ: РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ИСТОЧНИКОВАЯ БАЗА. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2015;(2):41-46. https://doi.org/10.12737/11595

For citation: Savchenko E.O. THE CURRENT STATE OF THE BOLOGNA SYSTEM: RUSSIAN AND FOREIGN SOURCE BASE. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2015;(2):41-46. (In Russ.) https://doi.org/10.12737/11595

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)