Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск
Том 8, № 6 (2018)
Скачать выпуск PDF

ТЕМА НОМЕРА: РОЛЬ ГОСУДАРСТВА И ОБЩЕСТВА В ПРОЦЕССЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ 

6-11 90
Аннотация

Актуальность темы обусловлена  подверженностью  молодежи воздействию  радикальных идей в силу того, что представители  данной социальной группы еще не заключили социальный контракт с обществом. Особенно это утверждение актуально в отношении молодежи, обучающейся в вузах, которая территориально сконцентрирована в небольших локациях, а также подвержена гораздо меньшему контролю, чем, например, учащиеся школ. Цель данной статьи — сделать краткий обзор зарубежного опыта профилактики экстремистских настроений в среде учащейся молодежи. В статье рассматривается опыт таких европейских  стран, как Дания, Австрия, Франция и Великобритания. В Европе в качестве потенциально опасных элементов рассматриваются, прежде всего, носители радикального исламизма, именно в отношении них осуществляется профилактика в учебных заведениях. Однако за редким исключением такая профилактика носит формальный характер и  вряд ли может  принести системные результаты. На примере Турции и Китая рассматривается иная практика профилактики радикальных настроений, основанная на тотальном  охвате  профилактируемой группы. В первом случае применяются сугубо административные рычаги, во втором — новейшие информационные технологии. В конце статьи автор делает вывод, что европейские методики, которые подходят  России в силу похожей  структуры общества, менее эффективны. При этом более эффективными следует признать китайские технологии, обратной стороной которых является  практически  тотальный  информационный  контроль  над  обществом  с использованием технологий  BigData. Такая картина напоминает структуру общества, описанную в произведениях антиутопистов.

12-18 94
Аннотация

В статье представлены результаты исследования влияния коммуникации в интернет-пространстве, в том числе в социальных сетях, на формирование профессиональной культуры абитуриентов и студентов специальностей политического, экономического и управленческого профилей подготовки, а также на профессиональную адаптацию молодых специалистов, приступивших к работе сразу после окончания обучения в вузе. Под профессиональной культурой студенческой молодежи в рамках предмета исследования понималась совокупность устойчивых ценностей, норм, установок и стратегий поведения, формирующаяся преимущественно в цифровой среде в процессе выбора профессии, обретения профессиональных компетенций студентом в вузе и сопровождения карьеры молодого специалиста. Под адаптацией молодых специалистов подразумевается процесс формирования в их сознании представлений о конкретной профессии через становление образа профессионала; идентификация с профессиональной группой, а также реализация установки на вхождение в профессиональное сообщество. С помощью сочетания количественных и качественных методов исследования авторами выявлены и классифицированы деструктивные и конструктивные особенности влияния цифровых коммуникаций на указанные феномены. При этом обращение вектора влияния в область деструкции обусловлено негативацией факторов цифровой среды, способных катализировать регрессивные формы профессиональной адаптации. Соответственно, обращение вектора влияния в конструктивную область обусловлено позитивацией факторов цифровой среды, что достигается благодаря целенаправленному развитию цифровых компетенций на всех уровнях образования. В качестве выводов и рекомендаций в статье предложены методы и приемы, позволяющие реализовать антидеструктивные иммунитеты в цифровой среде.

19-23 164
Аннотация

Актуальность темы обусловлена обострившимся противостоянием между ведущими государствами на мировой арене, которое происходит не только в силовой и дипломатической сферах, но и в области использования политики «мягкой силы». Важнейшую роль в этом играет университетское образование, которое направлено на перспективную молодежь с еще не устоявшимися ценностными установками. Статья посвящена анализу международного опыта использования высшего образования как внешнеполитического ресурса государства. Сформулированы ключевые причины для его применения в качестве такого инструмента. В частности, удобство использования такого инструментария объясняется скрытностью его воздействия, возможностью наполнить образовательные программы идеологическими компонентами при декларируемой деидеологизации образовательного процесса, а также возможностью работать «вдолгую» с наиболее перспективными кадрами.

Указано, что объектами такой образовательной политики являются две целевые группы. Первая - наиболее перспективные кадры, которые после окончания учебы остаются в стране обучения, пополняя академическую и исследовательскую обойму ведущих вузов, в которых обучаются, либо трудоустраивающиеся в крупных частных и государственных организациях как высококвалифицированные специалисты. Вторая - студенты, которые возвращаются в пославшие их на обучение страны, где становятся проводниками заложенных в них при обучении мировоззренческих установок. Также в статье рассматривается инструментарий воздействия на целевые группы, к которому прежде всего относятся грантовые программы, организация студенческих и преподавательских обменов, делегирование преподавателей для чтения лекций, проведение совместных образовательных и исследовательских проектов, а также финансирование выпуска учебной и научно-исследовательской литературы, написанной в необходимом идеологическом ключе.

24-28 90
Аннотация

Сегодня наука в России находится в довольно непростом положении. Существует целый ряд проблем, которые требуют своего разрешения: нехватка молодых ученых, невостребованность результатов труда ученых обществом и экономикой, недостаток инфраструктуры. Государство испытывает острую потребность в поиске новых мер, которые сделали бы российскую науку одним из важнейших факторов инновационно-технического развития страны. Создание конкурентоспособной и инновационной системы в России невозможно без притока и закрепления в научной и научно-образовательной сферах молодых высококвалифицированных специалистов. Это также представляется важным, поскольку существует заметная корреляция между уровнем научного потенциала страны и уровнем социального развития, достатка и благосостояния граждан. Анализируя современные программы и проекты по развитию науки и инноваций, мы можем прийти к выводу, что молодежной политике в сфере науки не достаточно уделяется внимания. Меры по ее стимулированию должны базироваться на общемировых тенденциях и движущих силах изменений экономических и технологических процессов и тенденций развития современного мирового хозяйства. Необходимо учитывать принципы построения системы государственной молодежной политики в сфере науки, отраженные в данной статье, которые включают в себя управление на каждой ступени научно-образовательной деятельности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

29-34 72
Аннотация

Профессиональная иноязычная подготовка специалистов в высшей школе по-прежнему остается одной из наиболее приоритетных задач в современной системе российского трехуровневого образования. В статье рассматривается необходимость устранения основных демотиваторов при обучении деловому иностранному языку для профессиональных целей при подготовке бакалавров по специальности «политология». Эмпирические исследования показывают, что на современном этапе развития высшего образования к таким демотиваторам относятся изначально низкий уровень владения иностранным языком у поступающих в неязыковой вуз, страх неудач, низкая самооценка, отсутствие продуктивных взаимоотношений на основе эмпатии с преподавателями, нездоровая конкуренция в группе или на курсе, плохая самоорганизация и т.д. Исследования доказывают необходимость устранения данных демотиваторов на начальном этапе и последующего создания продуктивной учебно-развивающей среды, которая способна не только снимать негативные блоки, но и интегрировать полученные знания с новыми в рамках профессиональной подготовки политологов. К психолого-педагогическим мотиваторам при изучении иностранного языка для профессиональных целей можно отнести создание корпоративной культуры и ролевых моделей научно-педагогических кадров вуза, имитацию квазипрофессиональной среды на занятиях по дисциплине «иностранный язык» с упором на устные формы речевого общения, укрепление у студентов чувства собственного достоинства, использование методик погружения в языковую среду в рамках программ академической мобильности и интернационализации образования.

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ 

35-42 130
Аннотация

В статье исследуются основные критерии оценки эффективности исполнения функций государственной власти в современной России. Делается вывод о возможности выделения семи специальных и одного интегративного критерия. Данные критерии характеризуют экономическую, политическую, социальную эффективность и результативность политического менеджмента. К основным критериям относятся: достижение стратегических показателей в установленные сроки, сбалансированное поддержание целостности системы и активации потенциала развития сфер общественной жизни, целевое расходование бюджетных средств, издержки на реализацию функций, использование адекватного стиля управления. Исследуется роль институтов гражданского общества в осуществлении государственных функций. Третий сектор и бизнес анализируются как подчиненные акторы в неокорпоративной модели. Автор аргументирует необходимость более широкого участия третьего сектора в процессе разработки и реализации государственных политик. Интегративным критерием эффективности исполнения функций государственной власти является формирование максимально широкой выигрывающей коалиции. Данная коалиция может быть измерена уровнем доверия и поддержки «включенных групп» в определенной сфере, а также уровнем недоверия и протестных настроений «исключенных групп» в определенной сфере. 

43-48 131
Аннотация

Цель статьи - определить круг наиболее важных проблем эффективности современного социального государства, обусловленных тем, что в современном обществе повсеместно происходит модификация социального государства в сторону его приватизации, сокращения участия органов государственной власти и более активного участия институтов гражданского общества. Использование антропологической методологии позволило выявить аксиологические аспекты проблемы, компаративистской методологии - сравнительный анализ способов управления социальными процессами. Были также использованы системная и историческая методологии при исследовании динамики происходящих процессов. Детерминантом актуальной модели социального государства для России стала демографическая ситуация, спровоцированная «демографической ямой» 90-х гг. и обусловленная сокращением трудоспособного населения, отсутствием среднего класса, появлением «работающих бедных» и увеличением населения пенсионного возраста. Реализация социального государства в СССР получила импульс своего развития на Западе, ее воплощение превзошло советские аналоги, но было извращено неолибертариантскими посылами. Особое внимание в статье уделяется реализации права на среднее и высшее профессиональное образование детьми из бедных семей, так как именно дети являются стратегическим трудовым ресурсом для любого государства. Эта проблема имеет глобальный характер, и в настоящее время отсутствует оптимальное законодательное и практическое решение как на Западе, так и в России.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

49-57 108
Аннотация

Применение санкций в качестве инструмента реализации политики уходит корнями глубоко в историю международных отношений. Сами же санкционные ограничения могут касаться не только непосредственно экономической, но и политической, дипломатической и других сфер деятельности. Цель принятия санкций всегда была одна - воздействовать на страну-мишень без применения комплексных военных действий, ослабляя ее и подталкивая к политической капитуляции. Одной из наиболее эффективных форм санкционного давления в настоящий момент принято считать экономическую. Это связано с тем, что в условиях создания единого глобального рынка экономические связи стали играть важную роль, соответственно, их разрыв ведет к значительным издержкам. Настоящая статья посвящена анализу санкционных инструментов, которые используют международные акторы для оказания давления на суверенные государства. Цель принятия санкций - воздействовать на страну-мишень без применения комплексных военных действий, ослабляя ее и подталкивая к политической капитуляции. Авторы отмечают, что Соединенные Штаты Америки, выступающие основной движущей силой санкционной политики, используют ее для решения своих геоэкономических и геополитических задач. При этом Запад, который стремится сохранить существующий либеральный мировой порядок, и в частности США, теряющие статус глобального гегемона, использует в качестве новой философской основы для своей идеологии принципы неомодернизма.

58-67 126
Аннотация

Авторы статьи по материалам проведенного в 2018 г. социологического исследования анализируют проблемы, от которых зависит состояние качества медицинского обслуживания населения в системе здравоохранения страны, и связывают их с решением стратегической задачи - повышением качества жизни в России. Результаты исследования свидетельствуют о необходимости внесения изменений и дополнений в ряд правовых актов федеральных органов власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных органов власти для правового регулирования медицинского обслуживания населения и оказания ему доступной и качественной медицинской помощи. Основными причинами сложившегося положения являются недостаточное бюджетное финансирование российской системы здравоохранения (в соответствии с рекомендациями ВОЗ - в размере не менее 7% от ВВП), а также отсутствие единых, унифицированных с общемировыми, подходов к структуре качества медицинской помощи и управлению качеством. В условиях сложной социально-экономической реальности необходима выработка действенных социальных механизмов и способов воздействия на качество оказываемых населению медицинских услуг и рост ожидаемой продолжительности жизни.

Авторы статьи анализируют социально-правовые подходы к исследованию отношения российского населения к качеству оказываемой медицинской помощи с обеспечением отзывчивости российской системы здравоохранения к ожиданиям населения.

68-75 77
Аннотация

В статье представлена модель оценки качества и востребованности образовательных услуг высшего учебного заведения, изучены условия формирования системы независимой внешней и внутренней оценки результатов образования. Разработана и описана система объективных и субъективных показателей, на основе которых произведена оценка качества и востребованности образовательных услуг высшего учебного заведения заинтересованными группами потребителей. Описаны группы потребителей образовательных услуг, результаты которых должны быть учтены в системе внутренней и внешней независимой оценки: выпускники, работодатели, профессорско-преподавательский состав, студенты. Уточнено понятие «качество образовательных услуг». Смоделирован собирательный портрет востребованных компетенций специалиста на рынке труда на основе экспертных оценок профессиональных и надпрофессиональных компетенций. В статье представлена оценка качества и востребованности профессиональных компетенций на основе внешней и внутренней независимой оценки заинтересованными группами потребителей образовательных услуг. По результатам проведенного исследования выявлена существенная разница между набором компетенций, предоставляемым высшими учебными заведениями студентам и молодым специалистам в форме образовательных услуг, и тем перечнем профессиональных и универсальных качеств, которые ожидают получить работодатели от молодых соискателей. Представлена апробирован¬ная модель рейтинга вузов, включающая в себя как объективные, так и субъективные показатели рейтингования.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ 

76-82 83
Аннотация

Сила военного объединения заключается не столько в его накопленной мощи, сколько в его ясной стратегической линии. Но политической воли зачастую не хватает, когда деятельность военной организации начинает затухать. Вот почему в настоящее время НАТО непросто спрогнозировать свое будущее вплоть до 2030 г. Даже ее собственные прогностические документы иногда бывают расплывчатыми: «НАТО может столкнуться с противниками, состоящими как из государств, так и негосударственных субъектов, которые будут работать независимо или согласованно...». Ранее утверждалось, что НАТО выживет и сможет существовать в течение следующих пятнадцати лет, поскольку она уже преодолела серьезные стратегические потрясения. На самом деле, НАТО выживет по другой причине. Нынешний геополитический контекст является настолько неустойчивым, что неповоротливые бюрократические военные организации стали совершенно неадекватными для противодействия затухающим внешним угрозам. Кроме того, способность американских и европейских государств принимать решения по вопросам внешней политики сильно ухудшилась из-за дефицита в отношении разведки. Однако сеть НАТО выживает, чтобы справиться с совершенно другой задачей: обеспечение внутреннего порядка в странах, глубоко дестабилизированных миграцией. В 2030 г. ослабленным американским и европейским странам бросит вызов возрождающаяся Россия. НАТО была парализована собственным геокультурным дефицитом. Тем не менее она еще может адаптироваться и трансформироваться, инвестируя еще больше в технологии для решения новых внутренних задач.

РЕЦЕНЗИИ 



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)