Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск
Том 7, № 5 (2017)

ПОСТСОВЕТСКОЕ ПРОСТРАНСТВО: ТЕНДЕНЦИИ И РИСКИ ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ 

6-12 110
Аннотация
Договор о создании Евразийского экономического союза (ЕАЭС) вступил в силу с 1 января 2015. В настоящее время ЕАЭС включает в себя 5 государств (Россию, Белоруссию, Казахстан, Армению и Киргизию). Ведутся переговоры о членстве с Молдавией. Создана зона свободной торговли между ЕАЭС и Тайландом, обсуждается создание такой зоны с Сербией. При этом Союз, формально юридически являясь международной организацией, сохраняет конфедеративный и федеративный потенциал. Наднациональные общественные отношения в ЕАЭС развиваются стремительно. Нормы международного права в силу длительности процедур их ратификации отстают в своем правовом регулировании от евразийской интеграции. Национальное право на подобные отношения не распространяется. В таких условиях движущей силой реформ ЕАЭС без внесения изменений в учредительные документы может стать Суд ЕАЭС. Для этого ему необходимо вернуть функции расширительного толкования и признать судебный прецедент самостоятельным источником права ЕАЭС.
13-16 64
Аннотация
В статье анализируется процесс интеграции Республики Армения (РА) в Евразийский таможенный союз (ЕТС), его влияние на политику и экономику Республики в целом и на принятие решения о вступлении Армении в Евразийский экономический союз (ЕАЭС). В статье исследуются положительные эффекты принятого решения, которые выразились в предоставлении Россией ряда экономических выгод Республике Армения. Проанализирован ряд экономических преимуществ, которые Республика Армения получила после присоединения, в частности: возможность увеличить темпы роста ВВП, доступ к большому и защищенному единому рынку; приток инвестиций в экспортно-ориентированные секторы экономики Армении; возможность стратегического развития энергетической системы. В результате проведенного анализа автор пришел к выводам, что в сложившихся условиях приобретенные в результате присоединения выгоды предоставляют широкие возможности для роста экономики Республики Армения. В частности, благодаря инвестициям могут быть разрешены вопросы ограниченности транспортных коридоров, связывающих Армению с соседними странами, строительства железной дороги в Иран, открытия железной дороги Армени - Грузия - Россия. Также отмечается важность строительства новой АЭС, которая сделает страну менее зависимой от внешних поставок энергии.
17-22 74
Аннотация
Соперничество мировых империй развивалось не только в военной, но также и в мирной сфере - в науке и технологиях, торговле, культуре. Аккумулируя в этих целях ресурсы контролируемых территорий, империи добивались выдающихся результатов, которые и в наши дни помогают человечеству решать глобальные проблемы голода, межнациональных конфликтов, эпидемий, космических угроз. Масштабные политические трансформации XX в. лишь в незначительной мере затронули степень влияния бывших метрополий на мировые процессы. Продолжающееся соперничество постимперских объединений - эффективный инструмент противодействия человечества общим угрозам.
23-29 93
Аннотация
В данной статье содержится анализ правовых аспектов формирования государственной миграционной политики. Миграция рассматривается автором как сложное явление, которое может, с одной стороны, стать панацеей от демографической убыли населения и перспективным инвестиционным инструментом, но с другой стороны, несет в себе угрозу, связанную с всплеском радикализма. В частности, делается акцент на проблемы криминализации общества и активной вовлеченности в этот процесс мигрантов, а также активного распространения «сетевой войны». Автор обращает внимание на исключительно важную роль диаспоральных институтов в процессе адаптации и интеграции мигрантов, подчеркивая, что диаспора является не только механизмом консолидации определенного этноса с целью поддержания и развития своей общности и идентичности, но и гармоничного слияния со страной проживания. Кроме того, автором проведен анализ государственной политики по проблеме вторичной миграции, заключению реадмиссионных соглашений и санкционной политике. В статье отражены дуалистичные проявления экономических санкций в России. Таким образом, санкции, по мнению автора, могут выступать, с одной стороны, как сдерживающий фактор для вторичной миграции и как катализатор иностранного инвестирования, привлечения иностранного капитала, с другой стороны.

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕНАУЧНОЕ ЗНАНИЕ 

30-38 119
Аннотация
В статье представлен анализ взглядов представителей современных российских политических элит на события 1917 г. Объектом исследования являются представления о Великой Российской революции лидеров 14 крупнейших партий. Изучены программные документы, речи, интервью, статьи лидеров партий. По отношению к революционным событиям российские политики разбиты на четыре группы: «партия согласия», «партия контрреволюции», «партия Февраля» и «партия Октября». Сделан вывод о значительной дифференциации в подходах представителей российских политических элит к событиям 1917 г.

ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ НАУЧНОЕ ЗНАНИЕ 

39-46 78
Аннотация
В статье проводится анализ содержания категории «гражданское общество», рассматривается генезис взглядов российских и зарубежных ученых на данную категорию, определяется система отношений «гражданское общество - государство»; дается авторская трактовка категории «гражданское общество» как сложной общественной системы взаимодействия граждан и государства в современном обществе; рассматриваются основные признаки гражданского общества. Автор делает акцент на системообразующих факторах формирования гражданского общества: развитая свободная личность, стоящая в центре гражданского общества, наличие личной (частной собственности) как основы свободного развития личности и др. Проводится статистический анализ ряда системообразующих факторов гражданского общества в России за 2000-2015 гг.: личной собственности граждан, расходов на образование и здравоохранение граждан и государства (как гаранта прав на образование и медицинское обслуживание), формирование общественных объединений. Даются количественные оценки, характеризующие уровень развития гражданского общества в России; изучаются основные тенденции изменения размера личной собственности, числа общественных организаций, расходов граждан и государства на образование и здравоохранение как элементов гражданского общества во взаимосвязи. Рассматриваются перспективы развития гражданского общества и возможности применения статистической методологии в исследовании факторов, оказывающих влияние на это развитие.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕИССЛЕДОВАНИЯ 

47-55 93
Аннотация
Институт наемничества исторически зарекомендовал себя как крайне эффективный инструмент силовой экономики, цель которой - внеэкономическое принуждение конкурента либо его полное уничтожение для повышения собственной конкурентоспособности. Наемничество, используемое для реализации политической и экономической экспансии, было и остается незаменимым институтом военной политики, а в настоящее время также выступает как ключевой инструмент силовой экономики, наиболее востребованный в конфликтах, связанных с захватом и перераспределением природных ресурсов и удержанием стратегических коммуникаций, необходимых для их транспортировки. Частные военные и охранные компании (ЧВОК), не подпадая под категорию наемничества в классическом смысле этого определения, по своей сути служат тем же целям и обладают аналогичными признаками. Несмотря на очевидные различия в их структуре и функциях, ЧВОК служат определенной цели - экспансии в интересах конкретных элитных групп. В статье описываются два типа современных наемных формирований: частные корпоративные армии и корпоративно-государственные вооруженные формирования смешанного типа.

АКТУАЛЬНЫЕ ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 

56-62 79
Аннотация
Статья посвящена анализу роли культуры как важного источника инновационной активности в современной экономике, а также определению когнитивных механизмов, посредством которых реализуются связанные с этой ролью функции. Исследование нацелено на то, чтобы показать новые шаги на пути теоретического осмысления культуры в экономике, а также попытки их использования в сфере хозяйственного управления и инновационного развития. При разработке культурной политики культура рассматривается во взаимосвязи с другими областями жизни, через которые она реализовывается, выступая в виде продукта человеческой и общественной жизнедеятельности в целом.

КОММУНИКАЦИИ В ПОЛИТИКЕ И БИЗНЕСЕ 

63-68 71
Аннотация
В статье рассматриваются условия повышения эффективности средств массовой информации (СМИ) в плане преодоления сопротивления экономическим реформам власти у различных групп населения. Выделяются основные причины и «статусы» сопротивления реформам, в соответствии с которыми определяются и возможные стратегические направления деятельности СМИ. Анализируются деструктивные и конструктивные варианты оппозиционности реформам самих СМИ. Также рассматривается вопрос профессиональной этики СМИ в плане допустимости или недопустимости манипуляции массовым сознанием.
69-77 86
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы обеспечения политической стабильности через механизмы электронной демократии, повышения лояльности аудитории к процессу и результатам выборов и референдумов различных уровней, а также значимость формирования национально-государственной идентичности российской молодежи в контексте электорального процесса. К ключевым вопросам, рассматриваемым в статье, относятся задачи повышения качества обратной связи и взаимодействия с гражданами, а также корреляция процессов внедрения элементов электронной демократии и перехода российского общества к цифровой экономике.

СТАРТАП МОЛОДОГО УЧЕНОГО 

78-84 74
Аннотация
В статье анализируется новый этап развития формальных институтов власти, которые формируют иную структуру деятельности политической системы. Рассмотрен термин «легитимность» с различных точек зрения, в том числе с использованием трех моделей М. Вебера. Изучены различные модели и классификации легитимности в политической системе. Автор подробно рассматривает источники власти, их формирование и влияние на политическую систему. Вопросы взаимодействия источников легитимности и власти очень важны для функционирования всей политической системы в целом. Управление политическими процессами создает модель политической институционализации, которая присуща развитию демократизации. От характера неформальных институтов зависит противоречие в сфере формальной институционализации. Вытеснение формальными институтами неформальных происходит из-за повреждения легитимно установленных правил и норм. Корни этой проблемы - в историческом прошлом демократического режима вследствие взаимодействия двух факторов: наследия авторитарного режима неформальных практик и накопления политических и экономических проблем авторитарной системы. Деформация политических систем с влиянием вышеуказанных факторов делает возможной трансформацию (неформальным образом) либерально-демократических институтов с преобладанием неформальных практик.
85-90 81
Аннотация
С постепенным увеличением количества участников в процессе управления государством растет уровень конкуренции за доступ к ограниченным ресурсам. В сложившейся ситуации одним из эффективных методов достижения необходимого результата является лоббизм, который в постсоветских странах не регулируется законодательно и часто отождествляется с коррупцией. При этом важно отметить, что в условиях правового вакуума функционируют легальные технологии, придающие лоббизму цивилизованный статус. В данной статье автором рассматриваются современные лоббистские процессы на постсоветском пространстве на примерах России и Украины. Целью является выявление специфики и обобщение наиболее распространенных современных технологий прямого цивилизованного лоббизма. Общая методология исследования - неокорпоративизм. Методы - сравнительный анализ (бинарный метод по принципу максимального сходства систем), темпоральный (асинхронный) метод, case-study. Автор применяет два подхода для классификации технологий цивилизованного лоббизма. Первый предусматривает выделение трех групп: технологии «обмена ресурсами», «публичного позиционирования» и «интеллектуальные». В рамках дихотомического подхода обобщаются характеристики прямого и косвенного влияния. Выделяются особенности таких цивилизованных прямых форм, как: создание организаций по отраслевому или территориальному принципу, выдвижение группой интересов необходимых кандидатов на выборные должности, задействование института консалтинга, участие в создании политических, социально-экономических и др. стратегий и программ развития. Также анализируется пакетное голосование, создание экспертных советов и GR-отделов. Приводятся примеры на основе реальных данных Украины и России. В перспективе автор расширит исследование, акцентируя внимание на современных косвенных технологиях цивилизованного лоббизма в Украине и России.
91-94 110
Аннотация
Данное исследование посвящено анализу функционирования интеграционной группировки УНАСУР. Этот вопрос особенно актуален ввиду роста сотрудничества между Россией с Латинской Америкой в рамках НБР Брикс. Исследование проводится на основе официально публикуемых макроэкономических показателей результатов деятельности УНАСУР с использованием дедуктивных и индуктивных методов, статистических данных и логических заключений. В результате исследования выявлены негативные последствия задержки упразднения Меркосур на фоне создания УНАСУР. Предложены стратегические мероприятия, позволяющие повысить влияние группировки на мировой арене.


ISSN 2226-7867 (Print)