Социосемиотическая специфика православного анекдота и его влияние на религиозную идентичность
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-5-36-41
Аннотация
В последнее время в виртуальном пространстве российского интернета, в социальных сетях, объединяющих людей православного вероисповедания, особой популярностью стал пользоваться жанр православного анекдота. С точки зрения дискурсивного исследования данный жанр находится на стыке философского и мифологического дискурсов, сочетает в себе признаки библейской притчи и басни. В православном анекдоте сильна рациональная составляющая, что и сближает его с жанрами философских трактатов, хотя анекдот как жанр характеризуется более эмоционально-психологической направленностью. Совмещение рациональной и эмоционально-экспрессивной семантики формирует особую прагматику православного анекдота, которая делает его привлекательным среди православных образованных мужчин молодого и среднего возраста. Цель исследования — выявление социосемиотической специфики православного анекдота как жанра, укрепляющего современную форму городской рационализированной нормативно-конфессиональной религиозной идентичности. В ходе дискурсивного исследования христианского юмора были проведены структурный, дискурсивный, концептуальный анализы текстов православного анекдота, глубинные и экспертные интервью, опросы православных верующих, паломников и религиозных туристов в традиционных центрах Русской православной церкви. Таким образом были выявлены прагматические потенции православного анекдота, а на основе анализа морфологической структуры жанра определены типы комического, вербализируемого в анекдоте.
Для цитирования:
Юрасов И.А., Зябликова О.А. Социосемиотическая специфика православного анекдота и его влияние на религиозную идентичность. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(5):36-41. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-5-36-41
For citation:
Yurasov I.A., Zyablikova O.A. Socio-Semiotic Specificity of the Orthodox Joke and Its Impact on Religious Identity. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(5):36-41. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-5-36-41