Социосемиотическая специфика православного анекдота и его влияние на религиозную идентичность
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-5-36-41
Аннотация
В последнее время в виртуальном пространстве российского интернета, в социальных сетях, объединяющих людей православного вероисповедания, особой популярностью стал пользоваться жанр православного анекдота. С точки зрения дискурсивного исследования данный жанр находится на стыке философского и мифологического дискурсов, сочетает в себе признаки библейской притчи и басни. В православном анекдоте сильна рациональная составляющая, что и сближает его с жанрами философских трактатов, хотя анекдот как жанр характеризуется более эмоционально-психологической направленностью. Совмещение рациональной и эмоционально-экспрессивной семантики формирует особую прагматику православного анекдота, которая делает его привлекательным среди православных образованных мужчин молодого и среднего возраста. Цель исследования — выявление социосемиотической специфики православного анекдота как жанра, укрепляющего современную форму городской рационализированной нормативно-конфессиональной религиозной идентичности. В ходе дискурсивного исследования христианского юмора были проведены структурный, дискурсивный, концептуальный анализы текстов православного анекдота, глубинные и экспертные интервью, опросы православных верующих, паломников и религиозных туристов в традиционных центрах Русской православной церкви. Таким образом были выявлены прагматические потенции православного анекдота, а на основе анализа морфологической структуры жанра определены типы комического, вербализируемого в анекдоте.
Об авторах
И. А. ЮрасовРоссия
Игорь Алексеевич Юрасов — доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры «Менеджмент, информатика и общегуманитарные науки»
Пенза
О. А. Зябликова
Россия
Ольга Александровна Зябликова — кандидат экономических наук, доцент кафедры «Менеджмент, информатика и общегуманитарные науки»
Пенза
Список литературы
1. Медведева А. П. Понятие εἰρωνεία в экзегетическом наследии доникейского периода. Религиоведение. 2019;(1):5–15.
2. Аверинцев С. С. Бахтин и русское отношение к смеху. URL: http://classica.rhga.ru/upload/iblock/f9f/26_Averinzev.pdf
3. Аверинцев С. С. Бахтин, смех, христианская культура. М.: Наука; 1992. 256 с.
4. Bullard J. M. Biblical Humor: Its Nature and Function. N.Y.: New Haven; 1961.
5. Good E. M. Irony in the Old Testament. N.Y.: The Westminster Press; 1965.
6. Liddell H. G. A Greek-English Lexicon. N.Y.: ClarendonPress; 1940.
7. Юрасов И. А., Павлова О. А. Дискурсивное исследование православной религиозной идентичности. М.: Инфра-М; 2020. 259 с.
8. Юрасов И. А., Танина М. А. Феномен маргинальной религиозной идентичности: дискурс, структура. Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2019;(3):279–283.
9. Романова А. П. Проблемы виртуальной религиозной идентичности. Политическая наука. 2020;(4):59–73.
10. Чистякова И. В. Анекдот как литературный жанр. Вестник Вятского государственного университета. Языкознание и литературоведение. 2012;4(2):81–84.
Рецензия
Для цитирования:
Юрасов И.А., Зябликова О.А. Социосемиотическая специфика православного анекдота и его влияние на религиозную идентичность. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(5):36-41. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-5-36-41
For citation:
Yurasov I.A., Zyablikova O.A. Socio-Semiotic Specificity of the Orthodox Joke and Its Impact on Religious Identity. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(5):36-41. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-5-36-41