Удовлетворенность качеством образования студентов российских вузов в условиях пандемии (на примере Финансового университета)
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-4-123-127
Аннотация
В статье анализируется удовлетворенность качеством образования в высших учебных заведениях Российской Федерации в период пандемии. Акцент сделан на вынужденном переходе большинства высших учебных заведений России сначала на дистанционный формат обучения, а затем — некоторых вузов — на гибридный формат. Раскрыта значимость проведения исследований, направленных на изучение удовлетворенности качеством обучения. Приведены данные научных исследований, характеризующих отношение студентов и преподавателей к онлайн-занятиям, описаны преимущества и недостатки, с которыми информанты столкнулись во время дистанционного формата обучения, выделены дисциплины, проведение которых особенно затруднительно на онлайн-платформах. Особое внимание в статье уделено мониторинговому исследованию об удовлетворенности качеством образования учебно-социологической лаборатории департамента социологии Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, где анализ результатов базировался на составлении индексов по собственной методике расчета. Представлен общий индекс удовлетворенности качеством обучения в целом по университету, курсам и основе обучения, а также индексы по очному и онлайн-формату изучения различных групп дисциплин.
Ключевые слова
Об авторах
К. С. БилухаРоссия
Ксения Сергеевна Билуха — студентка 3-го курса факультета социальных наук и массовых коммуникаций; лаборант-исследователь учебно-научной социологической лаборатории департамента социологии
Москва
М. Р. Данилова
Россия
Милена Ровшановна Данилова — студентка 3-го курса факультета социальных наук и массовых коммуникаций; лаборант-исследователь учебно-научной социологической лаборатории департамента социологии
Москва
Список литературы
1. Субботина Т.Н. Роль общественного мнения и неформальных профессиональных норм в повышении качества образования. Управление образованием: теория и практика. 2020;3(39):49–56.
2. Белова А. Университеты и школы тестируют смешанные форматы обучения. URL: https://rg.ru/articles/microsoft/
3. Белоконь О.В., Белова Н.Ю. Удовлетворенность качеством образовательных услуг среднего профессионального образования как управленческая проблема. Педагогическое образование в России. 2018;(6):22–27.
4. Танова А.Г., Евсеева Л.И., Поздеева Е.Г., Тростинская И.Р. Субъектные аспекты мониторинга удовлетворенности студентов качеством образования (по материалам центра социологических исследований СПбПУ). Общество. Коммуникация. Образование. 2018;(1):90–102.
5. Чистякова В.А., Булавин В.В. К вопросу об управлении качеством образования в вузе с использованием результатов мониторинга удовлетворенности студентов условиями обучения. Информация и образование: границы коммуникаций INFO. 2018;10(18):37–39.
6. Образцов И.В., Половнёв А.В., Дмитриева М.М. Динамика удовлетворенности студентов качеством обучения (на примере мониторингового исследования в МГЛУ). Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2021;4(845):256–272.
7. Зотова В.А. Международный опыт участия студентов в оценке качества образования. Креативная экономика. 2017;11(3):303–314.
8. Давлетова А.А., Алексеев О.А. Дистанционное обучение. Достижения науки и образования. 2021;1(73):35–38.
9. Болгова В.В., Гаранин М.А., Краснова Е.А., Христофорова Л.В. Образование после пандемии: падение или подготовка к прыжку? Высшее образование в России. 2021;(7):9–31.
10. Суханова Е.А., Фрумин И.Д. Качество образования в российских университетах: что мы поняли в пандемию: Аналитический доклад. Томск: Издательство Томского государственного университета; 2021. 46 с.
11. Ракачев Д.Н. Вуз в условиях пандемии: дистанционное обучение в оценках преподавателей и студентов. Южно-российский журнал социальных наук. 2020;(4):103–121.
Рецензия
Для цитирования:
Билуха К.С., Данилова М.Р. Удовлетворенность качеством образования студентов российских вузов в условиях пандемии (на примере Финансового университета). Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(4):123-127. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-4-123-127
For citation:
Bilukha K.S., Danilova M.R. Contentment with the Quality of Students’ Education of Russian Universities in a Pandemic (on the Example of the Financial University). Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(4):123-127. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-4-123-127