Проблемы гуманитарного знания в эпоху тотальной цифровизации
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-4-45-50
Аннотация
Статья посвящена проблемам, которые поставлены перед гуманитарным образованием в эпоху глобальной цифровизации. Задачей исследования является подтверждение обоснования значимости гуманитарного знания в формировании понятийного мышления как базового навыка интеллектуальной деятельности человека в современном мире. В исследовании применен сравнительно-аналитический метод, с помощью которого рассматриваются особенности формирования понятийного мышления в современной школе и вузе, обосновывается значение гуманитарного знания как основы формирования понятийного мышления, как аксиологической основы личностного и гражданского воспитания студентов, формирования у них социального интеллекта, патриотизма, гражданской и личной ответственности. Анализируются особенности использования наглядных средств как деформирующего способа при формировании понятийного мышления современных студентов и школьников в эпоху тотальной цифровизации, а также опыт дистанционного обучения гуманитарным наукам в ситуации пандемии. В конце статьи автор делает вывод о том, что гуманитарное знание является важнейшим ресурсом в формировании понятийного мышления как базового компонента интеллектуального развития, социализации и воспитания гражданского и личного самосознания студентов в высшей школе.
Об авторе
Е. И. ЗамараеваРоссия
Елена Ивановна Замараева — кандидат философских наук, доцент департамента гуманитарных наук
Москва
Список литературы
1. Бестаева Е. В. Социолингвистический аспект развития современных цифровых технологий. Преимущества и риски. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;10(4):80–84. DOI: 10.26794/2226-7867–2020–10–4–80–84
2. Тюриков А. Г., Большунов А. Я. Информационные технологии как социальный вызов ХХI века. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019;9(2):6–11. DOI: 10.26794/2226–7867– 2019–9–2–6–10
3. Герасимов С. В. Онтология гуманитарного знания в условиях информационного общества. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;10(3):52–57. DOI: 10.26794/2226–7867– 2020–10–3–52–57
4. Ореховская Н. А. Об общей культуре первокурсника технического вуза. Высшее образование в России. 2014;(3):135–139.
5. Выготский Л. С. Мышление и речь. Изд. 5-е, испр. М.: Издательство «Лабиринт»; 1999. 352 с.
6. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР; 1996.
7. Шатилов А. Б. Инфантильность современного общества и проблема электорального возраста: рациональный взгляд. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(6):17–21. DOI: 10.26794/2226-7867–2021–11–6–17–21
8. Замараева Е. И. Социокультурные трансформации в эпоху цифровизации. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(1):43–48. DOI: 10.26794/2226–7867–2021–11–1–43–48
9. Ясюкова Л. А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. URL: https://textarchive.ru/c-2674601-pall.html
10. Сучилина А. А. Противоречия формирования исторического сознания современной российской молодежи. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;10(1):95–99. DOI: 10.26794/2226–7867–2020–10–1–95–99
11. Кучма В. Р., Седова А. С., Степанова М. И., Рапопорт И. К., Поленова М. А., Соколова С. Б., Александрова И. Э., Чубаровский В. В. Особенности жизнедеятельности и самочувствия детей и подростков, дистанционно обучающихся во время эпидемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2020;(2):4–24.
12. Слотердайк П. Критика цинического разума. Пер. с нем. Екатеринбург: У-Фактория; М.: ACT МОСКВА; 2009. 800 с.
Рецензия
Для цитирования:
Замараева Е.И. Проблемы гуманитарного знания в эпоху тотальной цифровизации. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(4):45-50. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-4-45-50
For citation:
Zamaraeva E.I. Problems of Humanitarian Knowledge in the Era of Total Digitalization. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(4):45-50. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-4-45-50