Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Формирование многоуровневой модели мировой культуры как ответ на вызовы глобализации

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-4-38-45

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена теоретико-практической необходимостью переосмысления содержания понятия «культура» в контексте формирования мировой культуры. Авторы обращаются к философской компаративистике: привлекаются понятия, категории, подходы и методы из социальной философии, философской антропологии, кросскультурного менеджмента, социологии, теории и практики межкультурной коммуникации. Ключевым выводом является положение о том, что структурно-системный анализ культуры позволяет представить ее как многоярусную систему, каждый уровень который оказывается во взаимосвязи с другими уровнями. Культурное разнообразие может быть представлено как степень, в которой существуют различия внутри индивидов и между ними, основанные как на субъективных, так и на объективных компонентах культур. В статье обосновывается положение о том, что формирование общих для разных народов и культур значений и смыслов как верхнего яруса мировой культуры будет способствовать более эффективному достижению взаимопонимания участниками межкультурного диалога за счет минимизации степени влияния кросс-культурных барьеров.

Об авторах

Ю. П. Тен
Финансовый университет
Россия

Юлия Павловна Тен — доктор философских наук, доцент, профессор Департамента менеджмента

Москва



Л. В. Приходько
Финансовый университет
Россия

Лилия Васильевна Приходько — кандидат технических наук, доцент Департамента менеджмента

Москва



Список литературы

1. Межуев В. М. Проблема современности в контексте модернизации и глобализации. Полития. 2000;(3):102–115.

2. Барлыбаев Х. А. Общая теория глобализации и устойчивого развития. М.: Издание Государственной Думы; 2003. 335 с.

3. Appadurai A. Disjuncture and difference in the global cultural economy. Theory, Culture & Society. 1990;7(2–3):295–310.

4. Tomlinson J. Globalization and Culture. Chicago: University of Chicago Press; 1999.

5. Inglehart R. F. Cultural evolution: people’s motivations are changing and reshaping the world. NY: Cambridge University Press; 2018.

6. Regev M. Postlude: world culture after cultural globalization. Poetics. 2019;75.

7. Мамедов Н. М. Глобализация как современное состояние общественного развития. Эпоха глобальных перемен. Сб. статей. М.: МГАДА; 2004.

8. Шейн Э. X. Организационная культура и лидерство. Пер. с англ. В. А. Спивак, ред. СПб.: Питер; 2002.

9. Erez M., Gati E. A dynamic, multi-level model of culture: from the micro-level of the individual to the macro level of a global culture. Applied Psychology: An International Review. 2004;53(4).

10. Schwartz S. H. A theory of cultural values and some implications for work. Applied Psychology: An International Review. 1999;48(1):23–47.

11. Berry J. W. Social and cultural change. In: H. C. Triandis, R. W. Brislin, еds. Handbook of cross-cultural psychology. Vol. 5, pp. 211–280. Boston: Allyn & Bacon; 1980.

12. Triandis H. C. The analysis of subjective culture. New York: Wiley; 1972.

13. Kitayama S. Culture and basic psychological processes — toward a system view of culture: Comment on Oyserman et al. Psychological Bulletin. 2002;128(1):89–96.

14. Hofstede G. Culture’s Consequences: International Differences in Work-Related Values. Beverly Hills; 1980.

15. Taras V., Kirkman B. L., Steel P. Examining the impact of culture’s consequences: A three-decade, multilevel, meta-analytic review of Hofstede’s cultural values dimensions. Journal of Applied Psychology. 2010;95(3):405–439.

16. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. Пер. с англ. М.: ИД ВШЭ; 2000. 608 с.

17. Inglehart R., Baker W. E. Modernization, cultural change, and the resistance of traditional values. American Sociological Review. 2000;65(Feb.):19–51.

18. Fernandez D. F., Dawn C., Lee S., Joel N. Hofstede’s country classification 25 years later. The Journal of Social Psychology. 1997;137(1):43–54.

19. Инглхарт Р. Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир. Пер. с англ. М.: Мысль; 2018.

20. Stratton G., Northcote J. When totems beget clans: the brand symbol as the defining marker of brand communities. Journal of consumer culture. 2016;16(2):493–497.

21. Braslauskas J. Effective creative intercultural communication in the context of business interaction: theoretical and practical aspects. Creativity studies. 2020;13(1):119–215.

22. Кабахидзе Е. Л., Мамедов Н. М. Коммуникативные барьеры глобализации. Коммуникология. 2015;3(4): 92–105.


Рецензия

Для цитирования:


Тен Ю.П., Приходько Л.В. Формирование многоуровневой модели мировой культуры как ответ на вызовы глобализации. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;10(4):38-45. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-4-38-45

For citation:


Ten Yu.P., Prikhodko L.V. Formation of a Multi-level Model of World Culture as a Response to the Challenges of Globalization. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2020;10(4):38-45. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-4-38-45

Просмотров: 289


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)