Манипулятивные средства языка в рекламном дискурсе финансовых компаний


https://doi.org/10.26794/2226-7867-2019-9-6-111-115

Полный текст:


Аннотация

В статье проведен анализ вербальной составляющей рекламного дискурса финансовых компаний. Обзор существующих лингвистических исследований в области рекламного дискурса позволяет сделать вывод, что типологизация языковых средств рассматривается с точки зрения когнитивной лингвистики (моделирование семантических полей), стилистики (риторические приемы и фигуры речи), прагматики (теория речевых актов), однако собственно речевой компонент недостаточно изучен. Предпринята попытка систематизации суггестивного компонента рекламного текста на основе дихотомии «речевая стратегия/тактика» и языковых средств ее выражения. Выделен корпус рекламных текстов рынка финансовых услуг, который был проанализирован на основе соотношения пропозиционального содержания высказывания и выбранных автором текста средств вербализации. На основе статистического подсчета выявлено соотношение различных манипулятивных тактик. Сделан вывод, что, несмотря на развитие вербальных рекламных технологий, повелительное наклонение, цитирование и «высокая лексика» позиционирования компании как лидера в секторе финансовых услуг по-прежнему более частотны, чем более креативные вербализации других тактик.

Об авторах

М. В. Мельничук
Финансовый университет
Россия

Марина Владимировна Мельничук — доктор экономических наук, кандидат педагогических наук, профессор

Москва



И. И. Климова
Финансовый университет
Россия

Ирина Иосифовна Климова — кандидат филологических наук, профессор

Москва



Список литературы

1. Тарасова К. П. Развитие печатной рекламы как речевого жанра на материале российских газет XVIIIXX вв. Вестник Кемеровского государственного университета. 2018;(2):225–230.

2. Беляева И. В. Феномен речевой манипуляции: лингвоюридические аспекты. Монография. Ростов н/Д: Изд-во Северо-Кавказской акад. гос. Службы; 2008.

3. Степанова Е. В. Мотивированность коммуникативных стратегий манипулирования в рекламе. Вестник Волгоградского государственного университета, Серия 2, Языкознание, 2009;1(9):156–159.

4. Андриенко А. А. Манипулятивность как имманентная характеристики современных текстов социальной рекламы (на материале английского рекламного дискурса). Таврический научный обозреватель. 2017;4(21):69–73.

5. Галактионова Г. В., Дороднева Н. В., Овсянникова Н. А. Сравнительный анализ вербального и невербального компонентов рекламы в глянцевых журналах (на материале английского и русского языков). Фундаментальные исследования. 2015;(2):2742–2745.

6. Должикова С. Н. Манипулятивные стратегии медиатекста. Сфера услуг: инновации и качество. 2011;(3):3–23.

7. Куликова Э. Г. Вербальное манипулирование как нарушение этико-речевых норм. Гуманитарные и социальные науки. 2017;(3):66–75.

8. Гончарова Л. М. Стратегии и тактики рекламных текстов туристской сферы. Сервис в России и за рубежом. 2011;(7):202–209.

9. Свириденко В. С. Речевое манипулирование в СМИ: семантика, методы и способы противостояния. Вестник современных исследований. 2018;7.1(22):476–479.

10. Диманте И. В. Инструментарий профессионального коммуникатора (приемы речевого воздействия). Коммуникативные исследования. 2015;4(6):52–64.

11. Пирогова Ю. К. Стратегии коммуникативного воздействия в рекламе: опыт типологизации. URL: http://www.dialog-21.ru/digest/2001/articles/pirogova/.

12. Ван Дейк Т. А. Язык. Познание. Коммуникация. В. И. Герасимова, ред. М.: Прогресс; 1989.

13. Верещагин Е. М., Костомаров В. Г. В поисках новых путей развития лингвострановедения: концепция речеповеденческих тактик. М.: Гос. ин-т рус. яз. им. А. С. Пушкина; 1999.

14. Иссерс О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. М.: УРСС; 2005.

15. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Речевая коммуникация. Учебник. М.: ИНФРА-М; 2009.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Мельничук М.В., Климова И.И. Манипулятивные средства языка в рекламном дискурсе финансовых компаний. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019;9(6):111-115. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2019-9-6-111-115

For citation: Melnichuk M.V., Klimova I.I. Means of Verbal Manipulation in Advertising Discourse of Financial Companies. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2019;9(6):111-115. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2019-9-6-111-115

Просмотров: 48


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)