Международный опыт использования высшего образования как ресурса «мягкой силы» государства


https://doi.org/10.26794/2226-7867-2018-8-6-19-23

Полный текст:


Аннотация

Актуальность темы обусловлена обострившимся противостоянием между ведущими государствами на мировой арене, которое происходит не только в силовой и дипломатической сферах, но и в области использования политики «мягкой силы». Важнейшую роль в этом играет университетское образование, которое направлено на перспективную молодежь с еще не устоявшимися ценностными установками. Статья посвящена анализу международного опыта использования высшего образования как внешнеполитического ресурса государства. Сформулированы ключевые причины для его применения в качестве такого инструмента. В частности, удобство использования такого инструментария объясняется скрытностью его воздействия, возможностью наполнить образовательные программы идеологическими компонентами при декларируемой деидеологизации образовательного процесса, а также возможностью работать «вдолгую» с наиболее перспективными кадрами.

Указано, что объектами такой образовательной политики являются две целевые группы. Первая - наиболее перспективные кадры, которые после окончания учебы остаются в стране обучения, пополняя академическую и исследовательскую обойму ведущих вузов, в которых обучаются, либо трудоустраивающиеся в крупных частных и государственных организациях как высококвалифицированные специалисты. Вторая - студенты, которые возвращаются в пославшие их на обучение страны, где становятся проводниками заложенных в них при обучении мировоззренческих установок. Также в статье рассматривается инструментарий воздействия на целевые группы, к которому прежде всего относятся грантовые программы, организация студенческих и преподавательских обменов, делегирование преподавателей для чтения лекций, проведение совместных образовательных и исследовательских проектов, а также финансирование выпуска учебной и научно-исследовательской литературы, написанной в необходимом идеологическом ключе.


Об авторе

В. В. Заугаров
Финансовый университет
Россия

Заугаров Виктор Валерьевич - советник при ректорате.

Москва.



Список литературы

1. Краснова Г. А. Интернационализация образования в России и в мире. Аккредитация в образовании. 2016;(92):68-70.

2. Becker Rosa and Kolster Renze. International student recruitment: policies and evelopments in selected countries. Hague The Netherlands: Nuffic, January 2012. P. 1059.

3. Вашурина Е. В., Вершинина О. А., Газиева Ч. Ф., Евдокимова Я. Ш., Крылов А. А., Мухамедиева С. А., Павлова О. В., Хайдаров Ф. А. Привлечение иностранных студентов в российские университеты. Практическое руководство. Монография. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та; 2016. 234 с.

4. Kehm Barbara M., Teichler Ulrich. Research on Internationalisation in Higher Education. Journal of Studies in International Education. 2007;3-4(11):231-239.

5. Воробьева И. М. Академическая мобильность студентов как важный инструмент формирования глобальной образовательной среды в российском вузе. Молодой ученый. 2015;(10):1113-1115.

6. Джанин Грегерсен-Херманс. Организационные возможности университетов как слабое звено в развитии межкультурных компетенций. Международное высшее образование. 2015;(78):14-16.

7. Mazzarol T. and G. N. Soutar. “Push-Pull” factors influencing international student destination choice. International Journal of Educational Management. 2002;16(2):82.

8. Казанская О., Рачкова О. Иностранные благотворительные фонды. Коммерсант Деньги. 1995;(37):12.

9. Анохина Е. С. Иностранные студенты в Китае и проблемы регулирования их пребывания в стране. Вестник Томского государственного университета. История. 2015;1(33):65-68.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Заугаров В.В. Международный опыт использования высшего образования как ресурса «мягкой силы» государства. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018;8(6):19-23. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2018-8-6-19-23

For citation: Zaugarov V.V. The International Experience of Using Higher Education as a Resource of “Soft Power” of the State. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2018;8(6):19-23. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2018-8-6-19-23

Просмотров: 62


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)