ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ


https://doi.org/10.26794/2226-7867-2018-7-1-81-87

Полный текст:


Аннотация

Роль и значение социальных сетей в современной политике возрастают в силу ряда фундаментальных факторов. Интернет и социальные сети наращивают свое влияние во всех сферах жизни. Заметно падает интерес и доверие к традиционным СМИ, что компенсируется ростом интереса и доверия к социальным медиа. В политическую и социальную жизнь входят поколения, сформировавшиеся в новом социокультурном и технологическом контексте. Тем самым цифровая среда становится новым важным полем политической (или компьютерной) пропаганды. Цели компьютерной пропаганды те же, что и цели традиционной пропаганды. Компьютерная пропаганда использует те же самые когнитивные заблуждения. В компьютерной пропаганде используются боты (имитирующие человеческое поведение автоматизированные программы) и платные пользователи. Платные пользователи оперируют тремя основными тактиками. Первая - фабрикация согласия. Вторая - вытеснение и критика нежелательных точек зрения, формирование альтернативной коммуникации. Третья - использование агентов влияния. Эти три тактики носят позитивный и содержательный характер. Также используется тактика троллинга, которая разрушает коммуникацию. По сравнению с традиционной, пропаганда в цифровой среде имеет ряд важных преимуществ. Она дает оперативную обратную связь, позволяет быстро модифицировать послание и обеспечить его многовариантность, тем самым значительно повышая точность доставки. В целом компьютерная пропаганда эффективнее традиционной и при этом дешевле ее. Однако общие принципы, стратегии и тактики политической пропаганды, выработанные около 100 лет тому назад, остаются неизменными. Меняются лишь каналы и техники доставки, под которые модифицируется послание. Роль и значение политической пропаганды в цифровой среде с течением времени будут возрастать, а через одно-два поколения цифровые платформы вообще могут стать главной ареной пропагандистской борьбы.

Об авторе

В. Д. Соловей
МГИМО МИД России
Россия


Список литературы

1. Интернет против телевидения: битва продолжается. Пресс-выпуск № 3367. ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116190 (дата обращения: 04.05.2017)

2. Атасунцев А. Счастливая цифра Трампа: Как Трамп стал президентом с помощью интернет-рекламы // Газета.ru. URL: https://www.gazeta.ru/politics/2016/11/20_a_10350779.shtml (дата обращения: 04.05.2017)

3. Аронсон Э., Пратканис Э. Р. Эпоха пропаганды: Механизмы убеждения, повседневное использование и злоупотребление. Изд. перераб. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. С. 28

4. Соловей В. Д. Абсолютное оружие. Основы психологической войны и медиаманипулирования. М.: Изд-во «Э», 2015

5. Ноэль-Нойман Э. Общественное мнение. Открытие спирали молчания: пер. с нем. / общ. ред. и предисл. Н. С. Мансурова. М.: Прогресс-Академия: Весь мир, 1996

6. Donald Trump: Without Twitter I, would not be here - FT interview. FT. URL: https://www.ft.com/content/943e322a-178a-11e7-9c35-0dd2cb31823a (аccessed 06 June 2017)

7. Woolley S. S., Guilbeault D. R. Computational Propaganda in the United States of America: Manufacturing Consensus Online. Working Paper 2017. 5. 28 p

8. Metaxas P. T., & Mustafaraj E. 2012. Social Medan and the Elections // Science. Vol. 338. October 26. P. 472-473

9. Ratkievicz J., Conover M., Meiss M., Gonsalves B., Flammini A., & Menczer F. Detecting and Trackong Political Abuse in Social Media. 2011. URL: https://www.aaai.org/ocs/index.php/ICWSM/ICWSM11/paper/view/2850 (аccessed 02 September 2017)

10. Сурначева Е. Трудности пиаровода: Экономические трудности отразились на работниках политического медиапространства // Коммерсантъ-Власть. 27.04.2015. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2713967 (дата обращения: 03.09.2017)

11. Сурначева Е. Трудности пиаровода: Экономические трудности отразились на работниках политического медиапространства // Коммерсантъ-Власть. 27.04.2015. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2713967 (дата обращения: 03.09.2017)

12. Fareed Malik. China joins a turf war // The Guardian. 2008. September 22. URL: http://www.guardian.co.uk/media/2008/sep/22/chinathemedia.marketingandpr (аccessed 08 September 2017)


Дополнительные файлы

Для цитирования: Соловей В.Д. ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018;8(1):81-87. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2018-7-1-81-87

For citation: Solovey V.D. FEATURES OF POLITICAL POROPAGANDA ON DIGITAL PLATFORMS. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2018;8(1):81-87. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2018-7-1-81-87

Просмотров: 72


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)