ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ШПИОНАЖ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ

Полный текст:


Аннотация

Подготовка военных стратегий и собственно боевые действия в обеих мировых войнах ХХ в. разворачивались вокруг трех узлов экономических интересов: 1) монополизация доступа к рынкам сбыта и источникам поставок энергетических и минерально-сырьевых ресурсов, технологий и в особенности продовольствия; 2) контроль транспортных (коммуникационных) узлов и артерий; 3) контроль или создание заново институтов регулирования международных отношений и мировых потоков товаров, услуг, технологий, рабочей силы и капитала [1-3]. Эти экономические в своей основе аргументы предопределяли военные планы сторон, в том числе задачи для экономической разведки. До Первой мировой войны все великие державы едва успели сформировать некоторые элементы экономической разведки, выросшей в основном из недр военной или военно-морской разведки, а также информационно-аналитических подразделений ведомств в области иностранных дел, финансов и почты. С началом войны и ее перерастанием в фазу борьбы на истощение значение информации об экономическом потенциале и противников, и союзников заметно возрастало, стимулируя приток в сферу экономической разведки дополнительных сил и средств. В настоящей статье представлены результаты исследования эволюции, организации и результатов экономического шпионажа ведущих стран противостоящих коалиций в Первой мировой войне. В качестве сравнительно подробного примера приведены данные по работе германской экономической разведки.

Об авторе

А. И. Агеев
Институт экономических стратегий РАН
Россия


Список литературы

1. Агеев А. И. Смена гегемона: война и экономика. М.: ИНЭС, 2016.

2. Великая Отечественная война: В 12 т. М.: Кучково поле, 2015. Т. 12.

3. Первая мировая война: В 6 т. / под общей ред. С. К. Шойгу. М.: Кучково поле, 2015. Т. 3, Т. 5.

4. Clark C. The Sleepwalkers. How Europe went to war in 1914. Penguin books, 2013. P. 562.

5. Спиридович А. И. Великая война и Февральская революция 1914-1917 годов. Нью-Йорк: Всеславянское издательство, 1960. C. 6.

6. Головин Н. Из истории кампании 1914 г. на Русском фронте. М.: Айрис-Пресс, 2014.

7. Агеев А., Мэтьюз Р., Большаков З. Мегамаркетинг // Экономические стратегии. 2002. № 4.

8. Николаи В. Тайные силы. Германская разведка и контрразведка в годы Первой мировой войны. М.: Принципиум, 2015. С. 524-525.

9. Найтли Ф. Шпионы ХХ века. М.: Республика, 1994. С. 35.

10. Никитинский И., Софинов П. Немецкий шпионаж в Царской России. М.: Научно-издательский отдел Управления государственными архивами НКВД СССР, 1942. С. 9.

11. Людендорф Э. Мои воспоминания о войне. Первая мировая война в записках германского полководца. 1914-1918. М.: Центрополиграф, 2007. С 188.

12. Сборник документов. М.: МИД РФ; Аквариус, 2014. С. 261-287.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Агеев А.И. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ШПИОНАЖ В ПЕРВОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЕ. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2017;7(4):52-61.

For citation: . . Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2017;7(4):52-61. (In Russ.)

Просмотров: 34


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)