Когнитивные и ценностные трансформации современной молодежи в условиях цифровизации
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-3-85-100
Аннотация
В статье анализируется феномен «клипового мышления» как концепта, широко используемого в гуманитарных науках для объяснения негативных тенденций, с которыми сталкиваются более старшие поколения при взаимодействии с молодыми людьми. В частности, преподаватели в вузах отмечают снижение способности к длительной концентрации внимания, социальный цинизм и даже интеллектуальную деградацию молодежи. Несмотря на активное использование термина «клиповое мышление» в российской науке, отсутствует его нейрофизиологическая верификация, что создает пробел в понимании адаптационных механизмов молодого поколения. Также существует представление о некоторых особенностях ценностных ориентаций современной молодежи, которые могут влиять на взаимопонимание между представителями разных поколений. В статье предлагается противопоставить понятию «клиповое мышление» — понятие «цифровое мышление» как способности систематизировать информацию и работать с алгоритмами. Представители поколения Z демонстрируют работу компенсаторных механизмов, обусловленных нейропластичностью. Концепт «клипового мышления» требует пересмотра в пользу модели адаптивной мультифокальности. На основе эмпирических данных были исследованы ценностные профили разных поколений (BB, X, Y, Z) и выявлены специфические черты поколения Z. Ценностный профиль поколения Z характеризуется доминированием гедонизма, достижений и самостоятельности при снижении значимости традиций, что относится к мотивационной направленности «открытость изменениям и самоутверждение». Как показал анализ, личность представителя поколения Z является достаточно прагматичной и практичной. Именно такие качества личности и ценности позволяют добиваться успеха в существующей конкурентной социальной среде и демонстрируют адаптационные стратегии молодежи в условиях «большой неопределенности».
Об авторе
Ю. Е. ОвчинниковаРоссия
Юлия Евгеньевна Овчинникова — кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии и развития человеческого капитала факультета социальных наук и массовых коммуникаций, руководитель психологической службы управления социальной работы
Москва
Список литературы
1. Исаева А. Н., Малахова С. А. «Клиповое мышление»: психологические дефициты и альтернативы (пространственный фокус). Мир психологии. 2015;4:177–191. URL: https://elibrary.ru/vkaoyz
2. Базылев Я. С. Особенности когнитивных процессов поколений: X, Y, Z, Alpha. Общество: социология, психология, педагогика. 2024;10:64–69. DOI: 10.24158/spp.2024.10.8
3. Березовская И. П. Проблема методологического обоснования концепта «клиповое мышление». Философия и культурологические исследования. 2015;2(220):133–138. DOI: 10.5862/JHSS.220.15
4. Алигаева Н. Н. Клиповое мышление современных обучающихся: миф или реальность. Язык и личность: социокультурные и психологические трансформации. Материалы международной научно-практической конференции, Москва, 15–16 декабря 2023 года. Москва: Агентство социально-гуманитарных технологий; 2023:172–174. URL: https://elibrary.ru/fcsoos
5. Логинов Д. В. Короткий контент — длинные последствия: ответственность в эпоху клипового мышления. Социальные коммуникации: наука, образование, профессия. 2025;25:131–135. URL: https://elibrary.ru/ynyemi
6. Тюгашев Е. А. Клиповое мышление — современная форма нульмерного мышления. Вестник Самарского государственного технического университета. Серия: Философия. 2025;7(1):91–101. URL: https://elibrary.ru/jekvfy
7. Тоффлер Э. Третья волна. Москва: «Издательство ACT»; 1999. 261 с. URL: https://djvu.online/file/RtaWs9SiASoiE?ysclid=md5w4qgqqd683289378
8. Яркова Е. Н. Теория клипового мышления или эскиз картины регресса человеческого разума. Дискурс-Пи. 2019;2(35):77–85. DOI: 10.17506/dipi.2019.35.2.7785
9. Himi S. A., Volberg G., Bühner M., Hilbert S. Individual differences in everyday multitasking behavior and its relation to cognition and personality. Psychological Research. 2023;87(3):655–685. DOI: 10.1007/s00426–022–01700-z
10. Емелин В. А. Солдатова Г. У. Феномен многозадачности в контексте культурно-исторических трансформаций и растущей сложностности в информационном обществе. Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2021;3:4–22. DOI: 10.11621/vsp.2021.03.01
11. Ophir E., Nass C., Wagner A. D. Cognitive control in media multitaskers. Proceedings of the National Academy of Sciences. 2009;106(37):15583–15587. DOI: 10.1073/pnas.0903620106
12. Солдатова Г. У., Алексеева Е. А. Когнитивная сложность как фактор дифференциации онлайн и офлайн-пространств. Подросток в мегаполисе. Сборник трудов XVII Международной научно-практической конференции, Москва, 09–10 апреля 2024 года. Москва: Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»; 2024:139–142. URL: https://elibrary.ru/doyzsq
13. Рассказова Е. И., Солдатова Г. У. Психологические и цифровые факторы отношения студентов к многозадачности. Образование и наука. 2023;25(4):211–232. DOI: 10.17853/1994–5639–2023–4–211–232
14. Байков Н. М. Миллениалы и центениалы в региональном социуме: ценностно-мотивационные аспекты. В сборнике: Молодёжь Востока России: история и современность. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции. 2019;77–84. URL: https://elibrary.ru/kxatjj
15. Каримова В. Г. Стратегии поведения в конфликте и эмоциональная зрелость студентов педагогического вуза: определение взаимосвязей. Science for education today. 2022;12(6):55–78. DOI:10.15293/2658–6762.2206.03
16. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. Санкт-Петербург: Речь; 2004:31. URL: https://libcats.org/book/770143?ysclid=md60omuvlx292221630
Рецензия
Для цитирования:
Овчинникова Ю.Е. Когнитивные и ценностные трансформации современной молодежи в условиях цифровизации. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2025;15(3):85-100. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-3-85-100
For citation:
Ovchinnikova Yu.E. Cognitive and Value Transformations of Modern Youth in the Context of Digitalization. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2025;15(3):85-100. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-3-85-100