Теневое академическое предпринимательство в России: анализ трудовых практик и жизненных стратегий
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-5-79-85
Аннотация
В статье анализируется феномен теневого академического предпринимательства в России, которое определяется как неформализованная, неинституционализированная сфера занятости в области науки и высшего образования, включающая в себя как легальные, законные, так и нелегальные криминальные формы трудовой активности.
Целью статьи является проведение социально-психологического анализа субъектов теневого академического предпринимательства и разработка системы типичных социально-психологических качеств теневых акторов, формулирование их жизненных и карьерных стратегий.
В основу работы положены результаты исследований причин развития теневой академической предпринимательской занятости во всем мире: маркетизация и коммерциализация научно-образовательного сообщества; недовольство некоторых сотрудников своими заработками в сфере официальной академической занятости; доступность высшего образования на коммерческой основе для неспособных к этой деятельности субъектов; недооценка интеллектуальных и управленческих компетенций конкретных групп ученых, преподавателей со стороны руководства академическими и образовательными учреждениями и др.
Ключевые слова
Об авторах
И. А. ЮрасовРоссия
Игорь Алексеевич Юрасов, доктор социологических наук, доцент, профессор, профессор кафедры, директор центра
кафедра «Менеджмент, информатика и общегуманитарные науки»; кафедра «Государственное управление и социология региона»; Аналитический центр прикладных исследований
Пенза
В. А. Юдина
Россия
Вера Александровна Юдина, кандидат экономических наук, доцент
кафедра «Менеджмент, информатика и общегуманитарные науки»
Пенза
Е. В. Кузнецова
Россия
Елена Викторовна Кузнецова, кандидат экономических наук, доцент
кафедра «Менеджмент, информатика и общегуманитарные науки»
Пенза
Список литературы
1. Иванов А. Е. Российское «ученое сословие» в годы «второй отечественной войны» (Очерк гражданской психологии и патриотической деятельности). Вопросы истории, естествознания и техники. 1999;(2):108–127.
2. Калимуллин Т. Р. Российский рынок диссертационных услуг. URL: https://www.hse.ru/data/543/989/1224/WP4_2006_02.pdf.
3. Москвичев Л. Н. Диссертация как научная и квалификационная работа. Социологические исследования. 2001;(3):110–116.
4. Юревич А. В. Остепенение. URL: http://knowledge.isras.ru/sj/sj/sj1=2=04yur.html.
5. Тимофеев Л. М. Оппозиция-1987, или «Последний диссидент». URL: http://znamlit.ru/publication.php?id=7310.
6. Копелев Л. З. Хранить вечно.URL: https://libcat.ru/knigi/dokumentalnye-knigi/biografii-i-memuary/68123-lev-kopelev-hranit-vechno.html.
7. Резаев А. В., Стариков В. С. Академический капитализм и «фабрики дипломов». Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2018;(3):355–363.
8. Angulo A. J. Diploma Mills: How For-Profit Colleges Stiffed Students, Taxpayers, and the American Dream. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2016.
9. Kosharnaya G. B., Yurasov I. A.; Korzh N. V.; Karimova L. F.; Tarkhanova E. S., Danilova E. A. Factors of students’ entrepreneurial potential development in Russia: On the example of the Penza region. Espacios. 2019;40(23).
Рецензия
Для цитирования:
Юрасов И.А., Юдина В.А., Кузнецова Е.В. Теневое академическое предпринимательство в России: анализ трудовых практик и жизненных стратегий. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2020;10(5):79-85. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-5-79-85
For citation:
Yurasov I.A., Yudina V.A., Kuznetsova E.V. Shadow Academic Entrepreneurship in Russia: Analysis of Labour Practices and Life Strategies. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2020;10(5):79-85. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2020-10-5-79-85