Смольный институт благородных девиц как модель социализации школьников в образовательных учреждениях закрытого типа
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-1-120-127
Аннотация
Статья посвящена особенностям социализации школьников в учебных заведениях закрытого типа. В первой части работы рассмотрены сущность социализации, показан двунаправленный характер данного процесса. На материале стадий социализации, предложенных Э. Эриксоном, показана важность подросткового периода и перехода к ранней зрелости. Представлены механизмы усвоения социального опыта, наиболее важными из которых являются подражание, идентификация, наблюдение и присвоение. Приведены критерии успешной социализации для воспитанников школ-интернатов, ключевым из которых является проявление активности и способность к творчеству. Показано совмещение ролей педагогов в школах-интернатах. Во второй части работы на примере Смольного института благородных девиц изучены условия, которые способствуют гуманизации образовательного процесса и развитию субъектности у воспитанников. Сделан вывод о предпочтительной модели социализации, в которой соединены обучение, воспитание и педагогическое участие к каждому ребенку.
Об авторе
С. Т. МахаматоваРоссия
Саида Таировна Махаматова — кандидат экономических наук, доцент Департамента экономической теории,
Москва.
Список литературы
1. Иванова С.В. Гуманизация образования: цели, задачи и условия. Ценности и смыслы. 2010;(2):91–109.
2. Ковалёва А.И. Социализация. Знание. Понимание. Умение. 2004;(1);139–143.
3. Шакурова М.В. Формирование идентичности современного ребенка в контексте социокультурной ситуации его развития. Вестник ПСТГУ. Серия 4: Педагогика. Психология. 2016;(2):15–26.
4. Касаркина Е. Н., Абрашкина С.А. Зависимость социализации детей в школе-интернате от учебной и воспитательной деятельности. Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2017;(4):28–31.
5. Махаматова С. Т. Истоки женского государственного образования в России: Смольный институт благородных девиц 1764–1828 годы. Образование в России и мире: исторический опыт и перспективы развития. Шапкин Н.И., ред. М.: РУСАЙНС; 2019.
6. Измайлова М.А. Современное российское образование через призму глобальной образовательной политики. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2018;8(4):36–43.
7. Ржевская Г.И. Памятные записки Глафиры Ивановны Ржевской. Русский архив. 1871; Кн. 1. Вып. 1. URL: https://memoirs.ru/texts/RzevRA71K1.htm.
Рецензия
Для цитирования:
Махаматова С.Т. Смольный институт благородных девиц как модель социализации школьников в образовательных учреждениях закрытого типа. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(1):120-127. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-1-120-127
For citation:
Mahamatova S.T. Smolny Institute of Noble Maidens as a Socialisation Model of Schoolchildren in Closed Educational Institutions. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2021;11(1):120-127. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-1-120-127