Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Опыт американских и британских университетов в формировании мировоззрения студентов

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-1-111-118

Аннотация

Предметом статьи являются вопросы формирования мировоззрения в британских и американских университетах, возглавляющих мировые рейтинги высших учебных заведений и служащих «кузницей кадров» для международных организаций. Основной вопрос исследования — определение ключевой идеологии, заложенной реформаторами англосаксонской системы высшего образования в основу учебных дисциплин социально-гуманитарного профиля подготовки мировых лидеров и сотрудников международных организаций в американских и британских университетах. В качестве метода использовался контент-анализ международных исследований образовательных траекторий мировых лидеров, программ подготовки лидеров, структуры и содержания учебных программ Оксфордского университета по двум курсам: «Философия, политика и экономика», «Глобальное управление и дипломатия», а также междисциплинарной программы «Гуманитарные, социальные и политические науки» (HSPS) Кембриджского университета, миссий ведущих мировых университетов (на примере Гарварда). Авторы приходят к выводу, что вопросы идентичности выпускниками европейских и американских университетских программ рассматриваются с позиции «исключительности», привилегированности евроатлантических акторов международных отношений, что существенным образом влияет на текущую международную политику.

Об авторах

А. А. Селиванов
Государственный академический университет гуманитарных наук
Россия

Александр Александрович Селиванов — кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник научно-проектного отдела научно-инновационного управления.

Москва



С. Ю. Белоконев
Финансовый университет
Россия

Сергей Юрьевич Белоконев — кандидат политических наук, директор Института глобальных исследований факультета международных экономических отношений.

Москва



Список литературы

1. Лопушенко А. Я. Критерии сформированности профессионального мировоззрения. Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2009;3(43):166–170.

2. Кукса Л. П. Проблемы современного мировоззрения: системный анализ и прогноз. Уровень жизни населения регионов России. 2017;13(3):23–33. DOI: 10.12737/article_595cd03e54c6b4.36171049

3. Володенков С. В. Окружающий мир как симулятивная реальность: о коммуникационных основах современного мировоззрения. Журнал политических исследований. 2022;6(3):20–40.

4. Matthews D. Book Review: Mindset: The New Psychology of Success, by Dweck, C. S. 2006. URL: http://docs.lib. purdue.edu/giftedchildren/vol1/iss2/7

5. Acker D. R., Bocarro J. Preparing Students as Leaders with a Global Mindset: A Study Abroad Phenomenological Case Study. Global Education Review. 2021;8;(4):7–23.

6. Rowe W. E., Krause W. The Study and Practice of Global Leadership. In book: University-Based Leadership Education for Professionals Working in the Globalized Context. Bingley: Emerald Publishing Limited; 2022.

7. Schull J. What Is Ideology? Theoretical Problems and Lessons from Soviet-type Societies. Political Studies. 1992;40(4):728–741.

8. Воробьева Е. С., Краковецкая И. В. Рейтинговая оценка конкурентоспособности зарубежных и отечественных высших учебных заведений. Научная периодика: проблемы и решения. 2016;6(1):27–39.

9. Rhoades G., Santiago Castiello-Gutierrez, Jenny J. Lee, Mahmoud Sayed Marei, Leslie C. O’Toole. The Review of Higher Education. 2019;43(2):519–551. DOI: 10.1353/rhe.2019.0109

10. Ефимов В. С., Лаптева А. В. Фазовые трансформации и будущее университетов: философско-методологический анализ. Университетское управление: практика и анализ. 2016;106(6):146–158. DOI: 10.15826/umj.2016.106.068

11. Cole R. Shaping (Global) Leaders or Creating (Global) Citizens? Considering the Competing Purposes of Higher Education. The Good Society. 2016;25(2–3):289–312. https://doi.org/10.5325/goodsociety.25.2–3.0289

12. Ландерова А. А. В поисках идеологии общественного согласия. Вестник Поволжского института управления. 2022;22(3):114–124 DOI: 10.22394/1682–2358–2022–3–114–124

13. Mittelman J. H. Implausible Dream: The World-Class University and Repurposing Higher Education. Princeton: Princeton University Press; 2020.

14. Lee M. Where Are Global Leaders Educated? International Higher Education. 2007;(49):6–7. https://doi. org/10.6017/ihe.2007.49.7985

15. Maisuria A., Cole M. The neoliberalization of higher education in England: An alternative is possible. Rivista Di Neuroradiologia. 2017;15(5):35–38. https://doi.org/10.1177/19714009900030S208

16. Harvey D. A brief history of neoliberalism. New York: Oxford University Press; 2005.

17. Blackledge J. Thoughts on the Future of Higher Education in the UK: A Personal View with a Historical Context. Education Sciences. 2021;11(9):474. https://doi.org/10.3390/educsci11090474

18. Mintz B. Neoliberalism and the Crisis in Higher Education: The Cost of Ideology. The American Journal of Economics and Sociology. 2021;80(1):79–112. https://doi.org/10.1111/ajes.12370

19. Greaves H., Maisuria A. Education, Inequality and Neoliberal Capitalism: A Classical Marxist Analysis. In book: Global Neoliberalism and Education and its Consequences. New York: Routledge; 2009.

20. Berger LaNitra M. Social Justice and International Education. Research, Practice and Perspectives. Washington, DC: NAFSA: The Association of International Educators; 2020.

21. Saunders D. Neoliberal Ideology and Public Higher Education in the United States. Journal for Critical Education Policy Studies. 2010;8(1):41–77.

22. Heller H. The Capitalist University: The Transformations of Higher Education in the United States since 1945. London: Pluto Press; 2016.

23. Rothman S., Kelly-Woessner A., Woessner M. The Still Divided Academy: How Competing Visions of Power, Politics, and Diversity Complicate the Mission of Higher Education. Maryland: Rowman & Littlefield Publishers; 2011.

24. Двойнин А. М., Романцова В. К. О содержании категории «индоктринация» в психологической науке. URL: http://ippo.selfip.com:85/izvestia/dvoynin-a-m-romancova-v-k-o-soderzhanii/

25. Ellis J. M. The Breakdown of Higher Education: How It Happened, the Damage It Does, and What Can Be Done. New York City: Encounter Books; 2020. 224 p.

26. Mariani M.D. and Hewitt G.J. Indoctrination U.? Faculty Ideology and Changes in Student Political Orientation. Political Science and Politics. 2008;41(4):773–783.

27. Shapiro B. Brainwashed: How Universities Indoctrinate America’s Youth. Scotland: Thomas Nelson; 2010. 242 p.

28. Yenor S., Miller A. K. Social justice ideology in Idaho higher education. 2020. URL: https://idahofreedom.org/wp-content/uploads/2021/02/Social-justice-in-Idaho-higher-education.pdf

29. Stolzenberg E. B., Eagan M. K., Zimmerman H. B., Berdan Lozano J., Cesar-Davis N. M., Aragon M. C., & Rios-Aguilar C. Undergraduate teaching faculty: The HERI Faculty Survey 2016–2017. Los Angeles: Higher Education Research Institute, UCLA; 2019.


Рецензия

Для цитирования:


Селиванов А.А., Белоконев С.Ю. Опыт американских и британских университетов в формировании мировоззрения студентов. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024;14(1):111-118. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-1-111-118

For citation:


Selivanov А.A., Belokonev S.Yu. American and British Universities’ Experience in Forming Student Mindsets. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2024;14(1):111-118. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-1-111-118

Просмотров: 386


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)
ISSN 2619-1482 (Online)