ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ СО СПОСОБНОСТЬЮ ПРОГНОЗИРОВАТЬ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ


https://doi.org/10.12737/10502

Полный текст:


Аннотация

В статье рассматривается явление, которое в рамках разрабатываемой авторами научной концепции получило рабочее название «эффект школьной фотографии». Смысл данного феномена состоит в тенденции человека описывать личность партнера по общению в соответствии с тем представлением, которое складывается у него к определенному моменту в прошлом и фиксируется во времени в качестве статичного образа. Этот образ «замораживается» в памяти, и все последующие действия человека определяются уже не моделью развития или деградации партнера, а моделью статичного образа, отдаленно напоминающего старый фотографический снимок. Таким образом, отсутствие информации о партнере по общению приводит к жесткой фиксации образа в памяти, который остается стабильным на протяжении многих десятилетий, что, в свою очередь, является причиной ошибок в прогнозировании изменений в жизни оцениваемого субъекта. В статье представлены результаты этапа экспериментального исследования, в котором определялась степень точности оценок испытуемыми жизненной перспективы известных людей в сфере бизнеса, государственного управления, политики и искусства по их детским фотографиям. Было показано, что разница в оценках испытуемыми женских фотографий в детстве и во взрослом возрасте в целом меньше, чем разница в оценках мужских фотографий, что может объясняться наличием больших возможностей у мужчин для развития в сферах бизнеса, политики, государственного управления и искусства, чем у женщин. В статье также представлены результаты корреляционного анализа связи оценок фотоперсонажей и личностных характеристик испытуемых.

Об авторах

А. Н. Лебедев
Финансовый университет
Россия


О. В. Гордякова
НОУ ВПО «Московский институт психоанализа»
Россия


Список литературы

1. Ломов Б.Ф., Сурков Е.Н. Антиципация в структуре деятельности. М.: Наука, 1980. 275 с.

2. Сергиенко Е.А. Принципы психологии развития: современный взгляд // Психологические исследования. 2012. Т. 5. № 24. С. 1.

3. Фейгенберг И.М., Журавлев Г.Е. Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. М.: Наука, 1977. 394 с.

4. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2006. 607 с.

5. Крылов Ю.К. Интаэрология и синергетика // Синергетика и методы науки / отв. ред. М.А. Басин. СПб.: Наука, 1998. С. 77-95.

6. Хакен Г. Синергетика. Иерархии неустойчивостей в cамоорганизующихся системах и устройствах. М.: Мир, 1985. 424 с.

7. Кун Т. Структура научных революций / сост. В.Ю. Кузнецов. М.: ООО «Издательство ACT», 2003. 320 с.

8. Лебедев-Любимов А.Н. Психология для экономистов. М.: Юрайт, 2014. 328 с.

9. Лебедев-Любимов А.Н. Психология рекламы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007. 368 с.

10. Бестужев-Лада И.В. Прогнозное обоснование социальных нововведений. М.: Наука, 1993. 240 с.

11. Тоффлер Э.Т. Шок будущего: пер. с англ. / Э. Тоффлер. М.: ООО «Издательство ACT», 2002. 557 с.

12. Московичи С. Социальное представление: исторический взгляд // Психологический журнал. Т. 16. 1995. № 1. С. 3-18.

13. Лебедев А.Н., Гордякова О.В. «Феномен «школьной фотографии»: социальные сети и социальные иллюзии» / Психологические и психоаналитические исследования. М.: Московский институт психоанализа, Центр стратегической конъюнктуры, 2014. С. 93-103.

14. Kahneman D., Tversky A. Choices, valuesandframes. New York: CambridgeUniversityPress. 2000. P. 864.

15. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. 319 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Лебедев А.Н., Гордякова О.В. ВЗАИМОСВЯЗЬ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ЛИЧНОСТИ СО СПОСОБНОСТЬЮ ПРОГНОЗИРОВАТЬ ИЗМЕНЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2015;(1):55-61. https://doi.org/10.12737/10502

For citation: Lebedev A.N., Gordyakova O.V. RELATIONSHIP OF INDIVIDUAL PERSONALITY CHARACTERISTICS WITH THE ABILITY TO PREDICT CHANGES IN SOCIAL FACILITIES. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2015;(1):55-61. (In Russ.) https://doi.org/10.12737/10502

Просмотров: 13


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)