Современные методы и технологии внеаудиторной работы в поликультурных сообществах университетов России
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-5-79-87
Аннотация
В статье проведен анализ ключевых методов и технологий внеаудиторной работы, применяемых в настоящее время в высших учебных заведениях. Представлен обзор основной литературы, посвященной различным аспектам теории воспитания, а также существующих в данной области подходов. Используя общенаучные и специальные методы научного исследования, авторы анализируют разнообразные формы внеаудиторной работы, применение которых сопровождается подбором соответствующих технологий. Также в работе подробно проанализирован опыт Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, в котором внеаудиторная работа проводится по многочисленным направлениям, среди которых: поддержка талантливой молодежи; развитие творческого потенциала студентов, добровольческой деятельности, самоуправления; воспитание основ гражданственности, патриотизма, ответственности и пропаганда здорового образа жизни. Анализ имеющихся в распоряжении университета методов показал, что эффективнее всего сосредотачивать усилия на трех ключевых направлениях: формировании отдельных качеств обучающихся, организации практической деятельности и стимулировании (или наказании) студента. По результатам исследования авторами были выработаны практические рекомендации по использованию методов и технологий внеаудиторной работы, а также представлена организационная структура, общие методы и специальные технологии внеаудиторной деятельности по формированию личности с осознанной гражданской позицией.
Ключевые слова
Об авторах
А. В. КожариновРоссия
Александр Владимирович Кожаринов — кандидат экономических наук, доцент департамента налогов и налогового администрирования, проректор по социальной и воспитательной работе
Москва
А. С. Кисляков
Россия
Анатолий Сергеевич Кисляков — кандидат исторических наук, доцент департамента гуманитарных наук
Москва
П. П. Ростовцева
Россия
Полина Петровна Ростовцева — кандидат педагогических наук, доцент департамента английского языка и профессиональной коммуникации
Москва
Список литературы
1. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: опыт педагогической антропологии. М.: Фаир-Пресс; 2004. 574 с.
2. Макаренко А. С. Методика воспитательной работы. М.: Изд-во и тип. изд-ва Акад. пед. наук РСФСР; 1950. 108 с.
3. Гончаров Н. К. Основы современной педагогики. М.: Учпедгиз; 1947. 408 с.
4. Гордин Н. Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М.: Педагогика; 1971. 200 с.
5. Коротов В. М. Развитие воспитательных функций коллектива: проблемы общей методологии воспитательного процесса. М.: Педагогика; 1974. 278 с.
6. Ильина Т. А. Педагогика. Курс лекций. М.: Просвещение; 1984. 495 с.
7. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. Ленинград: ЛГПИ; 1984. 184 с.
8. Лихачев Б. Т. Этическое воспитание в школе. Вопросы системного подхода. М.: Просвещение; 1985. 175 с.
9. Сластенин Н. А. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр; 1997. 221 с.
10. Ковалев Н. Е. Введение в педагогику. М.: Просвещение; 1975. 176 с.
11. Мудрик А. В. Основы социальной педагогики. М.: Академия; 2006. 204 с.
12. Петровский А. В. Психология и время. М.: Печатный двор им. А. М. Горького; 2007. 447 с.
13. Выготский Л. С. Психология развития человека. М.: Смысл; 2003. 1134 с.
14. Бухалова И. В. Методические аспекты организации внеучебной воспитательной работы со студентами педагогического вуза. Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2008;(4):30–37.
15. Кузнецова Н. В. Внеаудиторная самостоятельная работа студентов в высшей школе. Вопросы педагогики. 2021;5(2);175–179.
16. Шевчук И. В. Нравственное воспитание студентов во внеаудиторной деятельности. American Scientific Journal. 2020;38–2(38);30–34.
17. Абрамов Д. Н. Психолого-педагогические аспекты личности в педагогической системе воспитания физической культуры студентов в процессе внеаудиторной спортивно-массовой работы высшего учебного заведения. Kant. 2020;4(37);341–346. DOI: 10.24923/2222–243X.2020–37.69
Рецензия
Для цитирования:
Кожаринов А.В., Кисляков А.С., Ростовцева П.П. Современные методы и технологии внеаудиторной работы в поликультурных сообществах университетов России. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(5):79-87. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-5-79-87
For citation:
Kozharinov A.V., Kislyakov A.S., Ростовцева П.П. Modern Methods and Technologies of Extracurricular Work in Multicultural Communities of Russian Universities. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(5):79-87. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-5-79-87