Перспективы использования методики предметно-языкового интегрированного обучения в программах бакалавриата по направлению подготовки «Лингвистика»
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-6-113-121
Аннотация
В коммуникативно-деятельностном обучении, являющемся общепризнанной дидактической доминантой современной парадигмы преподавания иностранных языков, перспективной представляется методика предметно-языкового интегрированного обучения (в английской терминологии CLIL — Content and Language Integrated Learning). Базовым принципом данной методики является двунаправленность: изучение предмета при помощи языка, с одной стороны, и изучение языка посредством предмета — с другой. В центре изучения находится предмет, чье содержание студенту необходимо не просто понять и выучить, а осознать на иностранном языке. При этом, будучи помещенным в контекст определенной культуры, предмет приобретает лингвокультурные особенности, связанные с национальной спецификой профессиональной сферы. Фундаментальной задачей предметно-языкового интегрированного обучения является формирование у студента языковой когнитивной компетенции (CALP). Студент не просто осваивает предмет, но и повышает уровень владения иностранным языком за счет освоения лексико-грамматических конструкций и дискурсивных формул, ориентированных на конкретную предметную область. Использование нескольких иностранных языков (плюрилингвальный подход) позволило бы студенту еще более эффективно овладеть предметом.
Об авторах
А. И. КовригинаРоссия
Анна Ивановна Ковригина — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры испанского языка ФИЯР
Москва
И. Н. Горячева
Россия
Ирина Николаевна Горячева — преподаватель кафедры испанского языка ФИЯР; старший преподаватель
Москва
Список литературы
1. Дударева Н. А. Интернационализация российской системы высшего образования: экспорт образовательных услуг. Вестник ИГЭУ. 2010;(1):1–5.
2. Байденко А. Ф. Болонский процесс. Курс лекций. М.: Издательство Логос; 2004.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Национальное образование; 2016. 56 c.
4. Krashen S. D. Principles and Practice in Second Language Acquisition. California: Pergamon Press Inc.; 1982.
5. Coyle Do, Hood P., Marsh D. CLIL: Content and Language Integrated Learning. Cambridge University Press; 2013.
6. Сummins J. BICS and CALP: Empirical and theoretical status of the distinction. Toronto: Encyclopedia of Language and Education; 2008.
7. Bloom B. S., Engelhart M. D., Furst E. J., Hill W. H., Krathwohl D. R. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals. Vol. Handbook I: Cognitive domain. New York: David McKay Company; 1956.
8. Anderson L. W., Krathwohl D. R., Airasian P. W., Cruikshank K. A., Mayer R. E., Pintrich P. R., Raths J., Wittrock M. A taxonomy for learning, teaching, and assessing: A revision of Bloom’s taxonomy of educational objectives. New York: Longman; 2001. 352 p.
9. Marsh D. Content and Language Integrated Learning: The European Dimension Actions, Trends and Foresight Potential. URL: http://europa.eu.int/comm/education/languages/index.html
10. Hawkins M. R., Mori J. Considering ‘trans-’ perspectives in language theories and practices. Applied Linguistics. 2018;39(1):1–8.
11. Baker W. From intercultural to transcultural communication. Language and Intercultural Communication. 2021;22(1)61–14. DOI: 10.1080/14708477.2021.2001477
12. Baker W., Ishikawa T. Transcultural communication through Global Englishes. Routledge; 2021. 371 p.
13. Coste D., Moore D., Zarate G. Plurilingual and Pluricultural Competence. Studies Towards a Common European Framework of Reference for Language Learning and Teaching. URL: https://rm.coe.int/168069d29b
14. Candelier M. L’éveil aux langues à l’école primaire. Evlang: bilan d’une innovation européenne. Belgium: De Boeck Supérieur; 2003. 384 p.
15. Candelier M., ed. Janua Linguarum-La porte des langues. L’introduction de l’éveil aux langues dans le curriculum. Strasbourg: Council of Europe; 2003. 214 p.
16. Hawkins E. Awareness of Language: An Introduction. Cambridge: Cambridge University Press; 1984. 223 p.
17. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. М.: МГЛУ (русская версия); 2003. 256 с.
18. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово; 2000. 246 с.
19. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж; 1996. 238 c.
20. Богуславский М. В. Методологические и теоретические основы историко-педагогической экспертизы инноваций в образовании. Проблемы современного образования. 2016;(1):21–33.
21. Attard Montalto S., Walter L., Theodorou M., Chrysanthou K. The CLIL Guidebook. 2016. URL: http://languages.dk/archive/clil4u/book/CLIL%20Book%20EN.pdf
22. Ellis R. Task-based research and language pedagogy. Language Teaching Research. 2000;4(3):193–200.
Рецензия
Для цитирования:
Ковригина А.И., Горячева И.Н. Перспективы использования методики предметно-языкового интегрированного обучения в программах бакалавриата по направлению подготовки «Лингвистика». Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(6):113-121. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-6-113-121
For citation:
Kovrigina A.I., Goryacheva I.N. Content and language integrated learning in bachelor programs in linguistics: Prospects and potentials. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(6):113-121. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-6-113-121