Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Перспективы использования методики предметно-языкового интегрированного обучения в программах бакалавриата по направлению подготовки «Лингвистика»

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-6-113-121

Аннотация

В коммуникативно-деятельностном обучении, являющемся общепризнанной дидактической доминантой современной парадигмы преподавания иностранных языков, перспективной представляется методика предметно-языкового интегрированного обучения (в английской терминологии CLIL — Content and Language Integrated Learning). Базовым принципом данной методики является двунаправленность: изучение предмета при помощи языка, с одной стороны, и изучение языка посредством предмета — с другой. В центре изучения находится предмет, чье содержание студенту необходимо не просто понять и выучить, а осознать на иностранном языке. При этом, будучи помещенным в контекст определенной культуры, предмет приобретает лингвокультурные особенности, связанные с национальной спецификой профессиональной сферы. Фундаментальной задачей предметно-языкового интегрированного обучения является формирование у студента языковой когнитивной компетенции (CALP). Студент не просто осваивает предмет, но и повышает уровень владения иностранным языком за счет освоения лексико-грамматических конструкций и дискурсивных формул, ориентированных на конкретную предметную область. Использование нескольких иностранных языков (плюрилингвальный подход) позволило бы студенту еще более эффективно овладеть предметом.

Об авторах

А. И. Ковригина
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Россия

Анна Ивановна Ковригина — кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры испанского языка ФИЯР

Москва



И. Н. Горячева
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова; НИУ ВШЭ
Россия

Ирина Николаевна Горячева — преподаватель кафедры испанского языка ФИЯР; старший преподаватель

Москва



Список литературы

1. Дударева Н. А. Интернационализация российской системы высшего образования: экспорт образовательных услуг. Вестник ИГЭУ. 2010;(1):1–5.

2. Байденко А. Ф. Болонский процесс. Курс лекций. М.: Издательство Логос; 2004.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь. М.: Национальное образование; 2016. 56 c.

4. Krashen S. D. Principles and Practice in Second Language Acquisition. California: Pergamon Press Inc.; 1982.

5. Coyle Do, Hood P., Marsh D. CLIL: Content and Language Integrated Learning. Cambridge University Press; 2013.

6. Сummins J. BICS and CALP: Empirical and theoretical status of the distinction. Toronto: Encyclopedia of Language and Education; 2008.

7. Bloom B. S., Engelhart M. D., Furst E. J., Hill W. H., Krathwohl D. R. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals. Vol. Handbook I: Cognitive domain. New York: David McKay Company; 1956.

8. Anderson L. W., Krathwohl D. R., Airasian P. W., Cruikshank K. A., Mayer R. E., Pintrich P. R., Raths J., Wittrock M. A taxonomy for learning, teaching, and assessing: A revision of Bloom’s taxonomy of educational objectives. New York: Longman; 2001. 352 p.

9. Marsh D. Content and Language Integrated Learning: The European Dimension Actions, Trends and Foresight Potential. URL: http://europa.eu.int/comm/education/languages/index.html

10. Hawkins M. R., Mori J. Considering ‘trans-’ perspectives in language theories and practices. Applied Linguistics. 2018;39(1):1–8.

11. Baker W. From intercultural to transcultural communication. Language and Intercultural Communication. 2021;22(1)61–14. DOI: 10.1080/14708477.2021.2001477

12. Baker W., Ishikawa T. Transcultural communication through Global Englishes. Routledge; 2021. 371 p.

13. Coste D., Moore D., Zarate G. Plurilingual and Pluricultural Competence. Studies Towards a Common European Framework of Reference for Language Learning and Teaching. URL: https://rm.coe.int/168069d29b

14. Candelier M. L’éveil aux langues à l’école primaire. Evlang: bilan d’une innovation européenne. Belgium: De Boeck Supérieur; 2003. 384 p.

15. Candelier M., ed. Janua Linguarum-La porte des langues. L’introduction de l’éveil aux langues dans le curriculum. Strasbourg: Council of Europe; 2003. 214 p.

16. Hawkins E. Awareness of Language: An Introduction. Cambridge: Cambridge University Press; 1984. 223 p.

17. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, обучение, оценка. М.: МГЛУ (русская версия); 2003. 256 с.

18. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово; 2000. 246 с.

19. Сафонова В. В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж; 1996. 238 c.

20. Богуславский М. В. Методологические и теоретические основы историко-педагогической экспертизы инноваций в образовании. Проблемы современного образования. 2016;(1):21–33.

21. Attard Montalto S., Walter L., Theodorou M., Chrysanthou K. The CLIL Guidebook. 2016. URL: http://languages.dk/archive/clil4u/book/CLIL%20Book%20EN.pdf

22. Ellis R. Task-based research and language pedagogy. Language Teaching Research. 2000;4(3):193–200.


Рецензия

Для цитирования:


Ковригина А.И., Горячева И.Н. Перспективы использования методики предметно-языкового интегрированного обучения в программах бакалавриата по направлению подготовки «Лингвистика». Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(6):113-121. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-6-113-121

For citation:


Kovrigina A.I., Goryacheva I.N. Content and language integrated learning in bachelor programs in linguistics: Prospects and potentials. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(6):113-121. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-6-113-121

Просмотров: 134


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)