Анализ социального конструкционизма на примере Франкфуртской школы
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-3-137-141
Аннотация
В статье описывается, каким образом с помощью социально-конструкционистских (в том числе, дискурсивных) практик осуществляются технологии конструирования социальной реальности. Для создания социальных конструкций применяются дискурсивные практики, в первую очередь концепты. Концепты могут приобретать характер идеологических структур, например для убеждения многочисленных групп населения в правильности каких-либо идей. Одним из самых известных примеров дискурсивных практик и других социально-конструкционистских приемов в XX в. стал Франкфуртский институт социальных исследований (известный как Франкфуртская школа).
Об авторе
Д. В. УльяновРоссия
Дмитрий Владимирович Ульянов — студент 2-го курса магистратуры факультета социальных наук и массовых коммуникаций
Москва
Список литературы
1. Berger P., Luckmann T. The social construction of reality. A treatise in Sociology of knowledge. New York: Penguin Books; 1991. 256 p.
2. Lynch M. The Sociology of Science and Social Constructivism. The Routledge Handbook of Social Epistemiology. New York: Routledge; 2020.
3. Чимирис Е. С. Легитимация власти: к формулированию операциональной модели. Гуманитарные науки. Вестник Финансового Университета. 2020;10 (3):37–43.
4. Лиллекер Д. Политическая коммуникация. Ключевые концепты. Харьков: Гуманитарный центр; 2021. 304 с.
5. Матисон Д. Медиа-дискурс. Анализ медиа-текстов. Харьков: Гуманитарный центр; 2017.
6. Грамши А. Тюремные тетради. М.: Издательство иностранной литературы; 1959. 564 с.
7. Тёрборн Й. От марксизма к постмарксизму. М.: Изд. Дом Высшей школы экономики; 2021. 256 с.
8. Geuss R. The Idea of a Critical Theory: Habermas and the Frankfurt school. Cambridge University Press; 1981.
9. Jay M. The Dialectical Imagination: A History of the Frankfurt School and the Institute of Social Research 1923–1950. London: Heinemann; 1973. 382 p.
10. Horkheimer M. Traditional and critical theory. Penguin, Harmondsworth; 1976.
11. Elliott A. The Routledge Companion of Social Theory. London, New York: Routledge; 2009. 352 p.
12. Райх В. Психология масс и фашизм. СПб.; Moscow: Университетская книга; АСТ; 1997.
13. Маркузе Г. Разум и революция. Гегель и становление социальной теории. СПб.: «Владимир Даль»; 2000.
14. Fromm E. Marx’s Concept of Man. Frederick Ungar Publishing: New York; 1961.
15. Джеффрис С. Гранд-отель «Бездна». Биография Франкфуртской школы. М.: Ад Маргинем Пресс; 2021. 448 с.
16. Маркузе Г. Одномерный человек. М.: Refl-Book; 1994.
Рецензия
Для цитирования:
Ульянов Д.В. Анализ социального конструкционизма на примере Франкфуртской школы. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12(3):137-141. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-3-137-141
For citation:
Ulianov D.V. Analysis of Social Constructionism on the Example of the Frankfurt School. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12(3):137-141. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-3-137-141