Воспитательная политика вуза как важнейшее средство реализации концепции национального образования
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-c-84-91
Аннотация
Глобальные изменения, с которыми сталкивается современный мир, отличаются своим постоянством и непрерывностью и, более того, характеризуются явно выраженной тенденцией к ускорению. Перемены такого масштаба не могут не сказаться на участниках этих процессов, и роль образования в деятельности человека становится все более значимой. С другой стороны, молодежь все более активно участвует в общественно-политической и культурной жизни государства, что требует новых теоретико-деятельностных и системо-мыследеятельностных методов и подходов, а также разработки нового образовательного контента, чтобы подготовить кадры для работы с молодежью. Как следствие, проблема организации воспитательной работы в системе высшего образования выходит на первый план и становится как никогда актуальной. Воспитательная работа должна вестись по двум направлениям: подготовка лидеров, которые станут реализовывать молодежную политику на муниципальном, региональном и федеральном уровнях и воспитание гражданской ответственности у всех будущих специалистов.
Об авторе
М. В. МельничукРоссия
Марина Владимировна Мельничук — доктор экономических наук, кандидат педагогических наук, профессор, профессор Департамента английского языка и профессиональной коммуникации
Москва
Список литературы
1. Рогалева Г.И. Модели воспитания студенческой молодежи: российский и зарубежный опыт. Балтийский гуманитарный журнал. 2016;4(17):294–298.
2. Лебедев О.Е. Социальный заказ и образовательная политика. Публичная политика. 2018;2(2):10–37.
3. Нефедова Н.А. Воспитательный процесс вуза как пространство полисубъектного воспитания. Казанский педагогический журнал. 2015;(4):285–294.
4. Мельничук М.В. Формирование молодежной политики в сфере образования, науки и инноваций: зарубежный опыт стран БРИКС. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Экономика и право. 2020;(4):75–80.
5. Мельничук М.В., Грузина Ю.М., Фирсова И.А. Формирование научно-образовательных ценностей в системе мотивации молодежи. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2019;12(6):260–275.
6. Дмитриев М.А. Главы из воспоминаний моей жизни. М.: Новое литературное обозрение; 1998.
7. Алижанова Х.А., Шафиев М.М. Теоретические подходы организации духовно-нравственного воспитания детей и молодежи. Мир науки, культуры, образования. 2020;3(82):151–152.
8. Ахкиямова Г.В. Духовно-нравственное воспитание как фактор национальной безопасности. Проблемы современного педагогического образования. 2020;(68–1):10–12.
9. Гимпель Л.П. Формирование интеллектуальной культуры личности как ее творческого начала. В сборнике: Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. M.: Психологический институт Российской академии образования; 2021.
10. Мельничук М.В., Алисевич М.В. Проблемы формирования интеллектуальной культуры современного студента. Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2015;(5–6):48–51.
11. Лебедев О.Е. Социальный заказ и образовательная политика. Публичная политика. 2018;2(2):10–37.
12. Организация работы с молодежью: методы, формы, технологии в современных условиях / под ред. К.А. Фомичева. Курган: Изд-во Курганского гос. Университета; 2017. 152 с.
13. Морозова Е.Е., Саяпин Н.В., Зиновьева Д.М. Гуманизация образовательного пространства — 2021: Цифровизация образовательной среды (итоги международного форума). Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2021;10(2):176–184.
14. Елоев А.А. Социально-педагогическое сопровождение работы с молодежью в Республике Северная Осетия-Алания. ЦИТИСЭ. 2020;3(25):132–139.
15. Касаткина Е.А., Артыков С.Т. Молодежная политика как объект государственного и муниципального управления. Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2020;30(2):200–207.
16. Александров Е.Л. Модель развивающей образовательной среды как условие формирования личности учащихся: вклад калужских педагогов-новаторов. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2019;8(205):48–54.
17. Протопопова И.Н., Линькова Е.А. Механизм реализации культурно-воспитательной функции в российском государстве: вопросы теории и практики. Правовая культура. 2021;2(45):86–91.
18. Демакова И.Д., Шустова И.Ю. Междисциплинарный подход к выбору методов исследования в теории воспитания. Педагогический журнал Башкортостана. 2021;1(91):30–43.
19. Васькина В. Системное управление воспитательным процессом в вузе. Наука и школа. 2011;(4):12–15.
20. Беляев Ю.Б., Беляева А.В., Лизинский В.М. Разрывы между профессиональной подготовкой студентов к воспитательной деятельности и практикой образовательной действительности. Отечественная и зарубежная педагогика. 2019;1(58):87–98.
21. Вагнер И.В., Волосовец Т.В. Развитие воспитания посредством реализации профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». Сибирский педагогический журнал. 2017;(1):7–11.
22. Гецевич А.К. Рейтинг социально-воспитательной деятельности студенческой молодежи: от теории к практике. Образовательный процесс. 2019;10(21):9–15.
23. Емельянова И. Н., Волосникова Л. М. Функции современных университетов: сравнительный анализ миссий отечественных и зарубежных вузов. Университетское управление: практика и анализ. 2018;22(1):83–92.
Рецензия
Для цитирования:
Мельничук М.В. Воспитательная политика вуза как важнейшее средство реализации концепции национального образования. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2022;12:84-91. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-c-84-91
For citation:
Melnichuk M.V. The Educational University Policy as the Most Important Means of Implementing the National Education Concept. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2022;12:84-91. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2022-12-c-84-91