Критическое мышление и подходы к его оценке службами HR
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-5-121-128
Аннотация
В настоящей работе проведен анализ необходимости оценки HR-службой навыков критического мышления у сотрудников и кандидатов на вакантные должности в компании. Приводится подтверждение растущего значения критического мышления в современной системе деловых и производственных отношений, рассмотрен научный подход к определению критического мышления, к содержанию и характеристикам данного понятия. В статье проведен анализ этапов критического мышления, а также соответствующих им умений мыслительной деятельности. На примере сервисного подразделения IT-компании рассмотрены различия в требованиях к нескольким категориям сотрудников на предмет наличия у них критического мышления как гибкого навыка (soft skills), а также выявлена категория сотрудников, для которых критическое мышление является принципиально важным и существенно необходимым. Приведены примеры заданий, которые используются при проведении собеседований с кандидатами на занятие вакантных должностей или при проведении аттестации сотрудников на предмет наличия у них навыков критического мышления. Критическое мышление рассмотрено в применении к работе сотрудника и соответствия его деятельности целям и задачам компании, в которой он работает.
Об авторах
Б. В. ФедосеевРоссия
кандидат физико-математических наук, заместитель директора сервисного центра,
Москва
Т. В. Федосеева
Россия
старший преподаватель Департамента английского языка и профессиональной коммуникации,
Москва
Список литературы
1. Жукоцкая А.В., Овчинников Д. Е. О некоторых проблемах гуманитаризации образования в современной высшей школе (социально-философский дискурс). Вестник МГПУ. Сер.: Философские науки. 2018;1(25):53–62.
2. Li S., Ren X., Schweizer K., Brinthaupt T. M, Wang T. Executive functions as predictors of critical thinking: Behavioral and neural evidence. URL: https://doi.org/10.1016/j.learninstruc.2020.101376
3. D’Alessio F.A., Avolio B.E., Charles V. Studying the impact of critical thinking on the academic performance of executive MBA students. Thinking Skills and Creativity, 2019;(31):275–283.
4. Cortázar C., Nussbaum M., Harcha J., Alvares D., López F., Goñi J., Cabezas V. Promoting critical thinking in an online, project-based course. Computers in Human Behavior. URL: https://doi.org/10.1016/j.chb.2021.106705
5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер; 2010.
6. Шакиров И.А. Некритическое мышление и гносеология сомнения. Вестник Башкирского университета. 2008;13(1):135–137.
7. Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. (Как мы мыслим). М.: Лабиринт; 1999. 8. Василенко (Колесова) Е.П. Критическое мышление как современная проблема личности. Концепт. 2013;(12):91–95.
8. Муштавинская И.В. Роль технологии развития критического мышления в формировании метакогнитивных умений учителя и ученика. Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). Пермь: Меркурий; 2012.
9. Макарова Л.Н., Королева А.В. Когнитивные стили и критическое мышление студентов гуманитарных специальностей: вопрос соотношения. Вестник ТГУ. 2016;1(5):66–72.
10. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб.: Издательство «Питер»; 2000.
11. Liyanage I., Walker T., Shokouhi H. Are we thinking critically about critical thinking? Uncovering uncertainties in internationalised higher education. Thinking Skills and Creativity. URL: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100762
12. Leach S.M., Immekus J.C., French B.F., Hand B. The factorial validity of the Cornell Critical Thinking Tests: A multi-analytic approach. Thinking Skills and Creativity. URL: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100676
13. Quinn S., Hogan M., Dwyer C., Finn P., Fogarty E. Development and Validation of the Student-Educator Negotiated Critical Thinking Dispositions Scale (SENCTDS). Thinking Skills and Creativity. URL: https://doi.org/10.1016/j.tsc.2020.100710.
Рецензия
Для цитирования:
Федосеев Б.В., Федосеева Т.В. Критическое мышление и подходы к его оценке службами HR. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(5):121-128. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-5-121-128
For citation:
Fedoseev B.V., Fedoseeva T.V. Approaches Applied by HR Services in Assessment of Critical Thinking. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2021;11(5):121-128. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-5-121-128