Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Технология воздействия в современных политических коммуникациях: психологические основания

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-3-59-65

Аннотация

Автор пишет о манипулятивных технологиях, используемых в политических коммуникациях, и осуществляет попытку их интерпретации через призму психологических и антропологических концептов (когнитивная психология, эволюционная психология). В статье рассматриваются такие политические технологии, как «Зона Уэйта», «виктимизационная уния», «семантическое дифференцирование», «торговля страхом», «ложная театрализация», «копченая селедка» и «создание жертвы». Политические технологи анализируют их достаточно поверхностно, не пытаясь понять, каковы глубинные психологические основания их эффективности, поэтому в статье предпринимается попытка разобраться в этом вопросе с опорой на социальную, когнитивную и эволюционную психологию. Автор не претендует на то, что его объяснения будут носить исчерпывающий характер, однако предполагает, что они смогут пролить свет на определенную эффективность приемов медиаманипулирования. Этот вопрос представляется особенно актуальным в связи с тезисом многих специалистов о том, что человечество вступило в новую эпоху медиаманипуляций — эпоху постправды (post-truth era). Представляется, что это обуславливает особую актуальность данной статьи.

Об авторе

С. В. Лебедев
Политический консультант
Россия

Сергей Владимирович Лебедев - кандидат политических наук

Москва



Список литературы

1. Аронсон Э., Уилсон. Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: прайм-Еврознак; 2002.

2. Соловей В. Д. Абсолютное оружие. Основы психологической войны и медиаманипулирования. М.: Эксмо; 2017.

3. Joye Y., Poels K. & Willems K. “Evolutionary Store Atmospherics” — Designing with Evolution in Mind. URL: https://link.springer.com/chapter/10.1007/978–3–540–92784–6_11.

4. Шомова С. А. От мистерии до стрит-арта. Очерки об архетипах культуры в политической коммуникации. М.: ИД Высшей школы экономики; 2018.

5. Travers M., Van Boven L., & Judd C. The Secrecy Heuristic: Inferring Quality from Secrecy in Foreign Policy Contexts. Political Psychology. 2014;35(1):97–111.

6. Михальская А. Русский Сократ. Лекции по сравнительно-исторической риторике. М.: Академия; 1996.

7. Tajfel H. Human groups and social categories. Cambridge, U.K.: Cambridge University Press; 1981.

8. Yanagizawa-Drott D. Propaganda and Conflict: Evidence from the Rwandan Genocide. The Quarterly Journal of Economics. 2014;129(4):1947–1994. URL: https://doi.org/10.1093/qje/qju020.

9. Iyengar Peters, Mark D. Peters, Donald R. Kinder. Experimental Demonstrations of the “Not-So-Minimal” Consequences of Television News Programs. The American Political Science Review. 1982;76(4):848–858.

10. Becker E. The Denial of Death. Free Press; 1973.

11. Solomon S., Greenberg J., Pyszczynski T. A terror management theory of social behaviour: The psychological functions of self-esteem and cultural worldviews. Advances in experimental social psychology. 1991;(24):93–159.

12. Фрейд З. Тотем и табу. М.: Азбука; 2012.

13. Андреева Г. М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс; 2010.

14. Коноплева Т. В. Психология восприятия информации: восприятие новостей о мире политики в медиапространстве. Психолог. 2013;(5):11–23. DOI: 10.7256/2306–0425.2013.5.9247.

15. Цуладзе А. Политическая мифология. М.: ЭСКМО; 2003.

16. Мосс М. Очерк о даре. Общества. Обмен. Личность: Труды по социальной антропологии. Пер. с франц. М.: Восточная литература, РАН; 1996.

17. Zahavi A. The cost of honesty (further remarks on the handicap principle). Journal of Theoretical Biology. 1977;67(3):603–605.


Рецензия

Для цитирования:


Лебедев С.В. Технология воздействия в современных политических коммуникациях: психологические основания. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(4):59-65. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-3-59-65

For citation:


Lebedev S.V. Technology Impact in Modern Political Communications: Psychological Grounds. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2021;11(4):59-65. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-3-59-65

Просмотров: 494


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)
ISSN 2619-1482 (Online)