Ценностные ориентации и социальное самочувствие молодежи как фактор трансформации национально-государственной идентичности в России
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-3-27-32
Аннотация
Данное исследование посвящено теме изменения российской национально-государственной идентичности под
воздействием трансформации ценностных ориентаций и социального самочувствия молодежи Методология работы выстраивается путем сравнительного анализа с вторичной обработкой данных социологических исследований ФОМ и ВЦИОМ Выдвинутая автором гипотеза основана на допущении того, что ключевым фактором изменения ценностных и поведенческих установок российской молодежи служит не восприятие глобализирующейся культуры, а специфика социального самочувствия поколения молодых граждан нашей страны Последнее согласно данным социологических исследований характеризуется наличием депрессивных элементов, формирующих неблагоприятные условия для развития ингруппового фаворитизма и аутгрупповой дискриминации Как показывают данные массовых опросов, образ коллективного прошлого построен, в том числе, на идеализации советского периода, наследие которого в значительной степени отрицается российскими элитами (поскольку этого требует легитимация существующей политической и экономической модели) Положительный образ будущего в массовом сознании либо отсутствует, либо, предположительно, подменяется конкурирующими по отношению друг к другу представлениями о возможности заимствования западноевропейской модели или реконструкции советского строя.
Об авторе
В. В. ТитовРоссия
Виктор Валериевич Титов — кандидат политических наук, старший научный сотрудник Департамента политологии
Москва
Список литературы
1. Лубский Р.А. Проекты nation-building и формирование национально-государственной идентичности в России. Социально-гуманитарные знания. 2014;(7):35–41.
2. Герштейн И.З., Казаков М.А. Национально-государственная идентичность: историческая эволюция моделей и современная типология. Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. 2016;(6):36–42.
3. Евгеньева Т.В. Историческая память и национально-государственная идентичность в современной России. Ценности и смыслы. 2012;(5):27–36.
4. Замараева Е.И. Проблема национальной идентичности в условиях глобализации. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2013;(3):129–136.
5. Регнацкий В.В. Национально-государственная идентичность в России: теоретическая модель изучения. Среднерусский вестник общественных наук. 2015;(1):39–46.
6. Комаровский В.С. Бедность и неравенство как вызовы национально-государственной идентичности и формированию гражданской нации России. Власть. 2017;(1):5–11.
7. Кашаф Ш.Р. Полисубъектное конструирование национально-государственной идентичности в новых границах политического сообщества России: крымский казус. Северо-Кавказский юридический вестник. 2014;(2):64–71.
8. Edelman M. Myths, metaphors and political conformity. Psychiatry. 1967;(3):217–228.
9. Tajfel H., Turner J. The social identity theory of intergroup behavior. The psychology of intergroup relations. Chicago: Hall Publishers; 1986.
Рецензия
Для цитирования:
Титов В.В. Ценностные ориентации и социальное самочувствие молодежи как фактор трансформации национально-государственной идентичности в России. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(3):27-32. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-3-27-32
For citation:
Titov V.V. Value Guidelines and social Well-being of Young People as a Factor in the Transformation of National-state Identity in Russia. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2021;11(3):27-32. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-3-27-32