Ответственность за медиаконтент и проблема цензурирования коммуникационного пространства России
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-2-96-101
Аннотация
В статье рассматривается российский медиадискурс вокруг значимых законодательных инициатив власти последних двух лет по отношению к медиа. В контексте правоприменительной практики автор статьи обращает внимание на проблемы цензурирования нового коммуникационного пространства, созданного социальными сетями, мессенджерами и алгоритмическими цифровыми медийными платформами. К этим проблемам относится зачастую отсутствие четкого разграничения понятий, например, таких, как «оскорбление власти» и «справедливая критика», уровень судебных экспертиз и «человеческий фактор» Роскомнадзора. В статье высказывается мысль, что увеличивающееся число законов в отношении медиаконтента связано со скоростью трансформаций цифровой коммуникации, превышающей адаптационные возможности власти. Автор отмечает также, что правительство параллельно с ужесточением законодательства в сторону контроля над сетевыми медиаплатформами апеллирует к пользователям цифровых платформ как к союзникам в борьбе за чистоту контента. Обобщая данные дискурс-анализа, контент-анализа медиа, а также собственный опыт участия в судебных разбирательствах в качестве эксперта-лингвиста, автор подчеркивает, что политические эффекты принятия законов в отношении медиа могут быть не связаны с политическими задачами власти, поскольку контрастируют с ценностями определенной части общества.
Ключевые слова
Об авторе
Т. Л. КаминскаяРоссия
Татьяна Леонидовна Каминская — доктор филологических наук, доцент, профессор Департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса
Москва
Список литературы
1. Шмидт Э., Коэн Дж. Новый цифровой мир. Как технологии меняют жизнь людей, модели бизнеса и понятие государств. Пер. с англ. М.: ООО «Манн, Иванов и Фербер; 2013.
2. Панкеев И.А. Тенденции государственного регулирования российских СМИ: правовой аспект. Вопросы теории и практики журналистики. 2020;9(2):231–246. DOI: 10.17150/2308–6203.2020.9(2).231–246
3. Осипова О.С., Багдасарова Р.А., Лукушин В.А. Современные медиа как инструмент совершенствования диалога власти и общества. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(1):20–28. DOI: 10.26794/2226–7867–2021–11–1–20–28
4. Мищенко С. А., Осташевский А. В., Крайних И. Г. Фейковые новости в российских интернет-СМИ: правовое регулирование. Историческая и социально-образовательная мысль. 2020;12(2):85–92. DOI: 10.17748/2075–9908–2020–12–2–85–92
5. Каминская Т.Л. Политические медиатексты и проблема доверия: современные вызовы. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019;9(5):15–21. DOI: 10.26794/2226–7867–2019–9–5–15–21
6. Суходолов А. П., Бычкова А. М. «Фейковые новости» как феномен современного медиапространства: понятие, виды, назначение, меры противодействия. Вопросы теории и практики журналистики. 2017;6(2):143–169.
7. Ильченко С.Н. Фейк как антиисточник информации: риск для профессиональных стандартов журналистики. Гуманитарный вектор. 2018;13(5):70–76.
Рецензия
Для цитирования:
Каминская Т.Л. Ответственность за медиаконтент и проблема цензурирования коммуникационного пространства России. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(2):96-101. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-2-96-101
For citation:
Kaminskaya T.L. Responsibility for Media Content and the Problem of Censoring the Communication Space of Russia. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2021;11(2):96-101. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-2-96-101