Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Единое информационное пространство России: опыт социологического исследования

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-5-17-31

Аннотация

Актуальность настоящего исследования обусловлена технической и технологической возможностью создания единого информационного пространства в Российской Федерации.

Целью настоящего исследования является социологический анализ отношения российского образованного сообщества и студенчества к возможности создания единого информационного пространства в нашей стране, выявление социологических зависимостей и корреляций в отношении к его созданию от возраста, уровня образования и конкретных компетенций респондентов. Успех существования единого информационного пространства и единой государственной информационной политики зависит от отношения общества к альтернативной информации, от функционально-семантической направленности оценки закрытого и запрещенного контента, от критического анализа западной информации.

Материалы и методы. Исследования проводились в декабре 2023 — феврале 2024 г. среди студентов средних профессиональных и высших учебных заведений. В качестве методов исследования использовался массовый социологический опрос российской студенческой молодежи из 29 субъектов Российской Федерации (n = 513) и корреляционный анализ полученных цифровых данных.

Результаты исследования. В ходе исследования выявлено, что более половины опрошенных респондентов оценивают создание единого информационного пространства в Российской Федерации как технически и технологически возможное и социально важное. Треть респондентов полагает, что формирование единого российского информационного пространства политически необходимо во время настоящих геополитических вызовов. Социологическая корреляционная связь типа региона с отрицательным отношением респондентов к созданию единого информационного пространства отсутствует.

Сделанные выводы: чем старше респонденты, тем чаще они занимают позицию, что создание единого государственного информационного пространства без влияния вражеской пропаганды необходимо для гармоничного развития общества. Чем выше уровень владения иностранным языком респондентов, тем больший интерес для них представляет альтернативный антигосударственный иностранный или русскоязычный оппозиционный контент. Проведенные исследования позволяют сделать вывод о существовании определенных инструментальных предпосылок формирования единого информационного пространства.

Об авторах

И. А. Юрасов
Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Россия

Игорь Алексеевич Юрасов — доктор социологических наук, профессор кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук, Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации; профессор кафедры государственного управления и социологии региона, Пензенский государственный университет; директор Центра мониторинга социальных процессов Института регионального развития Пензенской обл.

Пенза



В. А. Юдина
Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Россия

Вера Александровна Юдина — кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой менеджмента, информатики и общегуманитарных наук

Пенза



О. А. Зябликова
Пензенский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации
Россия

Ольга Александровна Зябликова — кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, информатики и общегуманитарных наук

Пенза



Список литературы

1. Василенко Л.А., Зотов В.В. Цифровизация публичного управления в России: риски, казусы, проблемы. Цифровая социология. 2020;3(2):4-16. DOI: 10.26425/2658-347X-2020-2-4-16

2. Воробьев В.П., Ретинская В.Н. Образно-символические аспекты формирования государственной идентичности молодежи в эпоху интернета. Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2022;1:59-70. DOI: 10.21685/2072-3016-2022-1-5

3. Тощенко Ж.Т. Эволюция идей социальной структуры российского общества. Социологические исследования. 2022;10:62-73. DOI: 10.31857/S013216250021404-7

4. Lazer D., Radford J. Data ex machina: Introduction to Big Data. Annual Review of Sociology. 2017;43(1):19-39. DOI: 10.1146/annurev-soc-060116-053457

5. Шюц А. Структура повседневного мышления. Социологические исследования. 1988;2:129-137. URL: https://www.academia.edu/25220940/Щюц_Структура_повседневного_мышления

6. Смирнов А.В. Цифровое общество: теоретическая модель и российская действительность. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021;1:129-153. DOI: 10.14515/monitoring.2021.1.1790

7. Kitchin R. Big Data, new epistemologies and paradigm shifts. Big Data & Society. 2014;1:1-12. DOI: 10.1177/2053951714528481

8. Marcos P.N. History and the politics of nostalgia. Jowa J. of Cultural Studies. 2019;5:23-35. DOI: 10.17077/2168-569X.1113

9. Аникин Л.С., Тарский Ю.И. Политика модернизации и информационное общество: социокультурный аспект. Власть. 2012;6:94-98. URL: https://elibrary.ru/oytfrz

10. Володенков С.В. Интернет-коммуникации в глобальном пространстве современного политического управления. Москва: Московский университет; 2021. 272 с. URL: https://elibrary.ru/qynyth

11. Володенков С.В., Федорченко С.Н. Цифровые инфраструктуры гражданско-политического активизма: актуальные вызовы, риски и ограничения. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021;6(166):97-118. DOI: 10.14515/monitoring.2021.6.2014

12. Ахременко А.С., Бродовская Е.В. Влияние новых информационно-коммуникационных технологий на гражданский и политический активизм: «линии напряжения» дискуссионного поля. Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 2021;6(166):4-27. DOI: 10.14515/monitoring.2021.6.2111

13. Байша О. Дискурсивный разлом социального поля: уроки евромайдана. Москва: Издательский дом ВШЭ; 2021. 184 с. DOI: 10.17323/978-5-7598-2371-1

14. Гостенина В.И., Карандин К.С. Особенности применения корреляционного анализа в социологических исследованиях. Экономика. Социология. Право. 2020;4(8):73-81. URL: https://elibrary.ru/zxqnvv

15. Андреева М.М., Волоков В.Р. Корреляционный анализ в социологических исследованиях. Вестник Казанского технологического университета. 2023;7:271-274. URL: https://elibrary.ru/qaiekb

16. Басимов М.М. Преодоление «удобных» корреляционных заблуждений в современной социологической науке. В сб.: Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования. 2018:23-56. URL: https://elibrary.ru/xmlskd

17. Гржибовский А.М., Иванов С.В., Горбатова М.А. Корреляционный анализ данных с использованием программного обеспечения Statistica и SPSS. Наука и здравоохранение. 2020;1:7-36. URL: https://elibrary.ru/ypmldj

18. Kraemer H. Correlation coefficients in medical research: From product moment correlation to the odds ratio. Statistical Methods in Medical Research. 2019;6:525-545. DOI: 10.1177/0962280206070650

19. Вamberg M. Narrative discourse and identities. Narratology beyond literary criticism. Berlin: Walter de Gruyter; 2019. DOI: 10.1515/9783110201840.213

20. King W.L. Religion (First Edition) / W.L. King. Encyclopedia of religion. Jones L., ed. 2 nded. Vol. 11. Detroit: Macmillan Reference USA, 2019. DOI: 10.1111/j.1468-5906.2007.00345_1.x

21. Кордонский С.Г. Как устроена Россия. Статьи и интервью разных лет. Москва: Фонд поддержки социальных исследований «Хамовники»; CommonPlace; 2021. 312 с. URL: https://khamovniky.ru/wp-content/uploads/KORDONKIY_KAK_USTROENA_BLOCK_PRINT.pdf

22. De Fina A. Indentity in narrative: A study of immigrant discourse. Philadelphia: John Benjamins Publishing Company, 2003. URL: https://www.benjamins.com/catalog/sin.3

23. Володенков С.В., Белоконев С.Ю., Суслова А.А. Особенности структуры информационного потребления современной российской молодежи: на материалах исследования среди студентов-политологов Финансового университета. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2021;23(1):31-46. DOI: 10.22363/2313-1438-2021-23-1-31-46


Рецензия

Для цитирования:


Юрасов И.А., Юдина В.А., Зябликова О.А. Единое информационное пространство России: опыт социологического исследования. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2025;15(5):17-31. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-5-17-31

For citation:


Yurasov I.A., Yudina V.A., Zyablikova О.A. Russia’s Unified Information Space: Sociological Research Experience. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2025;15(5):17-31. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-5-17-31

Просмотров: 15


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)
ISSN 2619-1482 (Online)