Образ ислама и мусульман в восприятии современных студентов
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-3-139-152
Аннотация
На сегодняшний день публично подчеркивается необходимость мирного межконфессионального диалога в Российской Федерации. Однако его обеспечение затруднено комплексом проблем, связанных с попытками формирования у граждан негативного образа ислама и мусульман. Отдельную значимость имеет мониторинг данного образа среди учащихся высших учебных заведений. Несмотря на наличие нескольких опросов, проведенных на схожую тематику в вузах регионов России, мониторинг требует актуализации с преломлением на современные политические тенденции. Цель исследования: изучение образа ислама и мусульман в представлении студентов Финансового университета с учетом текущих политических условий. Методы. Исследование проводилось осенью 2024 г. в Финансовом университете при Правительстве РФ (Москва). Студентам было предложено самостоятельно заполнить анкету в формате онлайн. Итоговая выборка составила 215 респондентов. Для определения результатов был осуществлен качественный, корреляционный и компаративный анализ, а также кластерный анализ методом k-средних. Результаты. Выявлены ключевые источники информации, влияющие на формирование образа ислама и мусульман у студентов. Подтверждена недостаточная информированность части учащихся об исламе, в том числе непонимание ими разницы между терминами «ислам» и «исламизм», а также стереотипное восприятие мусульман как более агрессивных, чем представителей других религий. Показано, что в целом сохраняется ситуация преобладающего нейтрального отношения студентов к исламу и мусульманам и стремления преодолеть предрассудки по отношению к ним. При этом большинство респондентов в последние годы не изменило своего мнения о мусульманах. Существенное влияние на улучшение мнения студентов об исламе и мусульманах оказывает общение со знакомыми, коллегами. Выводы. Борьба с необоснованными стереотипами и ксенофобией, поддержание межнационального и межконфессионального согласия остаются неотъемлемыми задачами вузов. Крайне необходимо формирование у студентов критического мышления, а также передача достоверных знаний об исламе и мусульманах в ходе образовательной, просветительской и научной деятельности, которая возможна в сотрудничестве с исламскими религиозными и образовательными организациями.
Ключевые слова
Об авторах
В. А. АхмадуллинРоссия
Вячеслав Абдулович Ахмадуллин — доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры гуманитарных наук факультета социальных наук и массовых коммуникаций
Москва
Е. О. Макарова
Россия
Елизавета Олеговна Макарова — бакалавр 3-го курса факультета социальных наук и массовых коммуникаций
Москва
Д. О. Сапожков
Россия
Даниил Олегович Сапожков — магистр 1 курса факультета социальных наук и массовых коммуникаций
Москва
Список литературы
1. Макарова Е. О. Ответ образовательной политики РФ 2022–2024 гг. на проблему информационного давления на молодежь: социально-философский анализ. Общество: философия, история, культура. 2024;(2):86–92. DOI: 10.24158/fik.2024.2.11
2. Шакак Хайят Х. М. Образ и имидж: соотношение понятий. Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2021;(2):107–112. DOI: 10.25586/RNU.V925X.21.02.P.107
3. Баженова Е. Ю., Залесова Н. М. О содержании понятий «образ» и «медийный образ». Казанская наука. 2021;(2):76–78. URL: https://www.elibrary.ru/asaila
4. Мартыненко А. В., Кечина М. А. Образ ислама в советских и постсоветских масс-медиа: историко-культурный анализ. Гуманитарные науки и образование. 2023;14(1):114–118. DOI: 10.51609/2079–3499_2023_14_01_114
5. Фролова О. А. Система образования как важный фактор конструирования образа ислама в России и мире. Идеалы и ценности ислама в образовательном пространстве XXI века: Материалы X Международной научно-практической конференции, Уфа, 18–20 октября 2017 года. Уфа: Мир печати; 2017:160–164. URL: https://www.elibrary.ru/yszuku
6. Knauss S., & Pezzoli-Olgiati D. The normative power of images: Religion, gender, visuality. Religion and Gender. 2015;(5):1–17. DOI: 10.18352/rg.10079
7. Сулейманова Ш. С. Образ мусульман в федеральных СМИ: мифы о «чужаках» и «врагах России» как угроза единству нации. Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2015;11(1):135–142. URL: https://www.elibrary.ru/ukkool
8. Тынышбаев Т. М. Стереотипы в СМИ как основа бытования типажа «мусульманин» в русском языковом сознании (на материале портала Lenta.ru). МНСК-2020: Материалы 58-й Международной научной студенческой конференции, Новосибирск, 10–13 апреля 2020 года. Новосибирск: Новосибирский национальный исследовательский государственный университет; 2020:78–79. URL: https://www.elibrary.ru/lvosmw.
9. Малахов В. С., Летняков Д. Э. Ислам в восприятии российского общества: сравнительно-политический аспект. Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2018;36(2):248–271. DOI: 10.22394/2073-7203-2018-36-2-248-271
10. Степанянц М. Т. На пути преодоления стереотипов (факторы провокации исламофобии). Ислам в современном мире: внутригосударственный и международно-политический аспекты. 2019;15(2):121–134. DOI: 10.22311/2074-1529-2019-15-2-121-134
11. Khroul V. Stereotypes on religion in media: A case of Muslims in Russia and the USA. Studia Humanitatis. 2022;(3). URL: https://www.elibrary.ru/gnfizw
12. Нечитайло Д. А. Современный радикальный исламизм. Стратегия и тактика. Автореф. дисс. … доктора политических наук: 23.00.01. Москва; 2018. 62 с. URL: https://www.elibrary.ru/dnrfsw
13. Замараева Ю. С. и др. К вопросу об отношении к исламу в современном обществе (на материале исследований в городе Красноярске). Социодинамика. 2016;(2):163–174. DOI: 10.7256/2409-7144.2016.2.17663
14. Калимбет Н. С. Стереотипизация ислама: формирование образа «Чужого». Обзор. НЦПТИ. 2024;(1):56–61. URL: https://www.elibrary.ru/itsvgf (In Russ.).
15. Рагозина С. А. Защищая «традиционный» ислам от «радикального»: дискурс исламофобии в российских СМИ. Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2018;36(2):272–299. DOI: 10.22394/2073-7203-2018-36-2-272-299
16. Амиргамзаев Г. М. Ислам в современных медиа: причины и предпосылки искажения представлений об Исламе. Коммуникология: электронный научный журнал. 2023;8(2):36–42. URL: https://www.elibrary.ru/uirmwx
17. Герасимова Л. А., Круглов В. А. Отношение населения Санкт-Петербурга к исламу как показатель благополучного функционирования общества. Актуальные вопросы благополучия личности: психологический, социальный и профессиональный контексты: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Ханты-Мансийск, 17 ноября 2023 года. Ханты-Мансийск: Югорский государственный университет; 2023:79–84. URL: https://www.elibrary.ru/xxhgeg
18. Чекменев М. В., Рогачев М. Д. Патриотические и религиозные воззрения современной российской молодежи. Экономика и безопасность. 2024;(3):71–75. URL: https://www.elibrary.ru/izopyv
19. Винникова И. И. Анализ уровня исламофобии среди студентов Санкт-Петербурга. Модернизация сферы образования и науки с учетом мировых научно-технологических трендов: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции, Белгород, 13 июля 2020 года. Белгород: Общество с ограниченной ответственностью «Агентство перспективных научных исследований»; 2020:56–59. URL: https://www.elibrary.ru/ybxmrt
20. Шабанов А. В. Представления студентов СФУ об исламе: выпускная квалификационная работа бакалавра: 39.03.01 Красноярск: СФУ; 2016. URL: https://elib.sfu-kras.ru/handle/2311/27262
21. Савченко И. А., Устинкин С. В. Религия в восприятии современной молодежи: цифры и комментарии. Russian Journal of Education and Psychology. 2016;(7):232–263. URL: https://www.elibrary.ru/wvjlgz
Рецензия
Для цитирования:
Ахмадуллин В.А., Макарова Е.О., Сапожков Д.О. Образ ислама и мусульман в восприятии современных студентов. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2025;15(3):139-152. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-3-139-152
For citation:
Akhmadullin V.A., Makarova E.O., Sapozhkov D.O. The Image of Islam and Muslims in the Perception of Modern Students. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2025;15(3):139-152. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-3-139-152