Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Ориентация деятельности органов исполнительной власти на оказание услуг населению

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-3-76-84

Аннотация

В статье рассматривается процесс цифровой трансформации государственного управления в России, где предоставление услуг в электронном формате является одной из важных функций исполнительной власти. Ключевые показатели развития электронного правительства демонстрируют значительный рост: в 2023 г. через портал «Госуслуги» оказано более 340 млн услуг, что на 100 млн превышает показатели предыдущего периода. Основные направления модернизации услуг включают внедрение клиентоцентричного подхода через «жизненные ситуации», развитие суперсервисов (например, «Поступление в вуз онлайн») и создание цифровых платформ («ГосТех», ФГИС ПГС). Исследовательская цель работы заключается в анализе методов перехода к сервисно-ориентированной модели управления и выявлении существующих барьеров. Среди основных препятствий отмечены: технологическое неравенство (78,4% доступ к интернету в сельской местности); организационные противоречия (интеграция 68% информационных систем); кадровый дефицит (недостаток 10 тыс. IT-специалистов). Успешные практики представлены работой Центров управления регионами (ЦУР) и Платформы обратной связи, охватывающей 20 тыс. органов власти. Рекомендации по преодолению проблем включают развитие цифровой инфраструктуры, совершенствование законодательства, внедрение искусственного интеллекта для анализа обращений граждан и усиление информационной безопасности. Реализация предложенных мер направлена на повышение качества государственных услуг, сокращение административных издержек и укрепление доверия граждан к государственным институтам в условиях цифровой эпохи.

Об авторе

Л. В. Адамская
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Россия

Любовь Владимировна Адамская — кандидат социологических наук, доцент кафедры «Государственное и муниципальное управление»

Москва



Список литературы

1. Москалюк Д. С. Оценка проблем внедрения клиентоцентричного подхода в системе предоставления государственных услуг. Перспективные направления развития государственного и муниципального управления: материалы I Международной научно-практической конференции, Симферополь, 12 ноября 2024 года. Симферополь: ООО «Издательство Типография «Ариал»; 2024:133–135. URL: https://www.elibrary.ru/jbutwe

2. Рябова Г. М., Рыбакова А. В., Койнов А. В. Использование современных технологий для повышения эффективности предоставления государственных услуг. Актуальные проблемы социального управления: Сборник трудов V Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 12 декабря 2024 года. Москва: ООО «Ритм», 2024:108–112. URL: https://www.elibrary.ru/ntvsfj

3. Яковлев-Чернышев В. А. Цифровизация государственного управления в Российской Федерации: преимущества и риски. NB: Административное право и практика администрирования. 2021;2:42–51. DOI: 10.7256/2306-9945.2021.2.36011

4. Якубова Д. Р. Оценка эффективности и качества предоставления государственных и муниципальных услуг. Плехановский барометр. 2023;1(33):56–60. URL: https://www.elibrary.ru/xbnagk

5. Попова Н. Ф. Необходимость цифровизации государственного управления в РФ. Административное право и процесс. 2020;2:48–53. URL: https://www.elibrary.ru/xbnagk

6. Головина С. Ю., Зайцева Л. В. Электронный кадровый документооборот: от правового эксперимента к практике. Правоприменение. 2022;2:241–256. DOI: 10.52468/2542-1514.2022.6(2).241-256

7. Мочалова В. А. Совершенствование взаимодействия органов государственной власти с общественными объединениями и гражданами при предоставлении государственных услуг. Бюллетень науки и практики. 2022;8(7):427–431. DOI: 10.33619/2414-2948/80/42

8. Чистова М. С. Правовое регулирование организации деятельности органов исполнительной власти по оказанию услуг населению. Теоретические и практические проблемы современного правопонимания: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции Юридического факультета МАГУ, Мурманск, 28–30 ноября 2022 г. Мурманск: Мурманский арктический государственный университет; 2023:341–347. URL: https://www.elibrary.ru/yjxawa

9. Ковшова Е. В., Бабаев Д. Б. Предоставление государственных и муниципальных услуг с использованием новых информационных технологий: оценка нормативного регулирования. Экономика и социум. 2021;2–1 (81):725–732. URL: https://www.elibrary.ru/alhdbh

10. Виноградова Е. В., Данилевская И. Л., Патюлин Г. С. Исполнительная власть в конституционно-правовом дизайне современной России. Правительство: статус, полномочия, функции. Труды Института государства и права РАН. 2021;5:25–53. DOI: 10.35427/2073-4522-2021-16-5-vinogradova-danilevskaya-patiulin


Рецензия

Для цитирования:


Адамская Л.В. Ориентация деятельности органов исполнительной власти на оказание услуг населению. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2025;15(3):76-84. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-3-76-84

For citation:


Adamskaya L.V. Orientation of the Activities of Executive Authorities Towards the Provision of Services to the Population. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2025;15(3):76-84. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-3-76-84

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)
ISSN 2619-1482 (Online)