От формирования экологической культуры к экологической экономике
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-1-64-73
Аннотация
Предмет. В представленной статье актуализирована тема формирования экологической культуры и внедрения ее в развитие экологической экономики. Рассматриваются основные аспекты экологизации образования, такие как экологическое сознание, воспитание, образование и поведение. Дан анализ понятия «культура» в контексте экологической культуры. Уделяется внимание зеленой экономике и ее неизбежности.
Цели. Авторы ставили целью определение основных условий и путей формирования экологической культуры в контексте концепции устойчивого развития общества и обоснование необходимости изменения модели поведения людей и трансформации сознания с целью экологизации современной экономики.
Методология. Исследование базируется на диалектическом подходе, предполагающем изменение в понимании культуры, сознания и поведения. Применяется анализ концептуальных положений о месте и роли экологической культуры в жизни личности и общества. Используются методы теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, ретроспективный); эмпирические (изучение нормативной и программно-методической литературы).
Результаты. Несмотря на значительный объем исследований в области развития экологического сознания и формирования экологической культуры, переход экономики на зеленые рельсы экологии проходит достаточно медленно. Экологическое сознание и поведение граждан и общества в целом находятся на невысоком уровне. Бизнес медленно внедряет ресурсосберегающие технологии, а экологизация зачастую является лишь модным словом. Необходимы коллективная ответственность бизнеса за принятие решений в области охраны природы и повышение уровня экологического сознания и культуры.
Выводы. Работа по формированию экологической культуры должна начинаться с раннего детства и продолжаться на протяжении всей жизни. В содержание образовательных программ должны быть включены экологическое обучение и воспитание уже с начальной школы. Необходимо разрабатывать и внедрять в производство программы по охране окружающей среды, стимулирующие рациональное использование природных ресурсов и внедрение экологически чистых технологий. Формирование экологической культуры — это длительный и многогранный процесс, требующий интегрированного подхода и объединяющий усилия государства, образовательных организаций, СМИ, бизнеса и гражданского общества.
Об авторах
Н. И. СоколоваРоссия
Наталья Игоревна Соколова — кандидат педагогических наук, доцент, доцент, кафедра английского языка и профессиональной коммуникации
Москва
Я. А. Гимаев
Россия
Ян Айратович Гимаев — к андидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра английского языка и профессиональной коммуникации
Москва
Список литературы
1. Бромлей Ю. В., Подольный Р. Г. Создано человечеством. Москва: Политиздат; 1984. 272 с.
2. Лиферов А. П. Культурологическая составляющая интернационализации мирового образования. Рязань: Издательство РГПУ; 1996. 31 с.
3. Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 3. Москва: Мысль; 1964. 799 с.
4. Соловьев В. С. Оправдание добра. Нравственная философия. Москва: Юрайт; 2018. 468 с. URL: http://urait.ru/bcode/411063
5. Соловьев В. С. Философия искусства и литературная критика. Москва: Искусство; 1991. 699 с.
6. Тэйлор Э. Б. Первобытная культура. Москва: Политиздат; 1989.
7. Тарасенко Н. Ф. Природа, технология, культура: философско-мировоззренческий анализ. Киев; 1985. 255 с.
8. Глазачев С. Н., Козлова О. Н. Экологическая культура. Москва: Горизонт; 1997. 208 с.
9. Глазачев С. Н. Экологическая культура учителя: проблемы, противоречия, опыт. Экологическое образование в России: проблемы и практика. Москва; 1995.
10. Глазачев С. Н. Формирование экологической культуры в процессе профессиональной подготовки: Проект организации комплексного коллективного исследования. Москва:1994. 15 с.
11. White Peter R. A Phenomenological self-inquiry into ecological consciousness. Ecopsychology. 2011;3(1):41–50. DOI:10.1089/eco.2010.0054
12. Kollmuss A. Agyeman J. Mind the gap: Why do people act environmentally and what are the barriers to proenvironmental behavior? Environmental Education Research. 2002;8(3):239–260. DOI:10.1080/13504620220145401
13. Sánchez M. J. Lafuente R. Defining and measuring environmental consciousness. Revista Internacional de Sociología (RIS). 2010:68(3):731–755. DOI:10.3989/ris.2008.11.03
14. Деменьшин В. Н. Обзор зарубежных исследований экологического сознания. Мир науки. 2017;(5)5. URL: https://mir-nauki.com/PDF/18PSMN517.pdf
15. Hungerford Harold R., et al. Investigating and evaluating environmental issues and actions: Skill development modules. Champaign, IL: Stipes Publishing Co.; 1992. 15 p.
16. Bloom Benjamin S., ed. Taxonomy of educational objectives: The classification of educational goals: Handbook I: Cognitive Domain. New York: David Mc Kay Co., Inc.; 1956.
17. Case R. Integrating around themes: An overemphasized tool? Forum on Curricular Integration (FOCI): Occasional paper #7. British Columbia, Canada: Tri-University Integration Project, Simon Fraser University; 1991.
18. Epstein Herman T. Growth Spurts During Brain Development: Implications for Educational Policy and Practice, in S. Chali and A. F. Mirsky, eds., Education and the Brain. Chicago: University of Chicago Press. 1978:343–70.
19. Gilligan, Carol. In a Different Voice. Cambridge, MA: Harvard University Press; 1982.
20. John T. Benson, A guide to curriculum planning in environmental education. Wisconsin Department of Public Instruction; 1994. p.V.
21. Kniep W. M., Next steps in global education. A handbook for curriculum development. N.Y.: The American Forum, inc.; 1987.
22. Kohlberg, Lawrence. The philosophy of moral development: Moral stages and the idea of justice, Vol.I. San Francisco: Harper & Row; 1981.
23. Krathwohl, David R., Benjamin S. Bloom, and Bertram B. Masia. Taxonomy of Educational Objectives: The Classification of educational goals: Handbook II: Affective Domain. New York: David Mc Kay Co., Inc.; 1964.
24. Newmann, Fred M., T. A. Bertocci, and R. M. Landsness. Skills in citizen action: An English-Social studies program for Secondary Schools. Skokie, IL: National Textbook; 1977.
25. Bonafini M. Dispensa Del Corso Di Teoria e Practica Di Educazione Ambientale. Università degli Studi di Verona. 2014/2015. URL: https://www.dsu.univr.it/documenti/Avviso/all/all412685.pdf
26. Costanza R. Ecological economics: The science and management of sustainability. Columbia University Press, New York. 1993;75(4):1–20. DOI: 10.2307/1243998
27. Егорова М. С. Глик П. А. Экологизация экономики и «зеленый рост». Успехи современного естествознания. 2014;11(2):77–80. URL: https://www.elibrary.ru/sobwiv
Рецензия
Для цитирования:
Соколова Н.И., Гимаев Я.А. От формирования экологической культуры к экологической экономике. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2025;15(1):64-73. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-1-64-73
For citation:
Sokolova N.I., Gimaev Ya.A. From the Development of an Ecological Culture to Creation of an Ecological Economy. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2025;15(1):64-73. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2025-15-1-64-73