ПРЕДМЕТНО-СХЕМНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ТЕКСТА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ


https://doi.org/10.12737/10504

Полный текст:


Аннотация

Стратегическая задача развития критического мышления у студентов может быть решена, если в ходе работы с конкретным учебным материалом применяются методики, эксплицирующие логические операции (анализ и синтез), необходимые для успешного выполнения текущей учебной задачи. В настоящей статье предложено описание метода денотатных схем, применение которого при чтении иноязычных профессиональных текстов превращает процесс понимания в осознанное поэтапное извлечение информации о предмете с его существенными связями и отношениями.Данный метод, разработанный А.И. Новиковым и его школой, ориентирован на установление описанных в тексте реалий и их предметных отношений. Реалии, или денотаты, представляют собой единицы содержания текста, а соответствующие им языковые выражения являются именами денотатов. Денотаты обозначаются в схеме графическим способом, что делает «видимым» содержание текста. Кроме единиц содержания, что принципиально для метода, в анализе выявляются связи и отношения между денотатами с обязательным указанием (именованием) типа связей и обозначением их в схеме. Иными словами, в схеме (денотатной карте) находят отражение главный предмет текста (тема), которая является ядром схемы, другие предметы (аспекты описания главного предмета) и связывающие их отношения разного уровня. Получив наглядное предметно-схемное представление, содержание текста выступает как целостная модель ситуации реальности. Метод денотатных схем особенно эффективен в условиях изучения иностранного языка, когда языковые трудности становятся дополнительным препятствием для извлечения содержания профессионально ориентированного текста. Метод наглядно демонстрирует необходимость теоретически отделять денотаты от обозначающих их имен (которых может быть несколько), содержание от описывающей его языковой формы, структуру текста от структуры описываемой ситуации (предмета). Осмысление текста подобным образом становится базой для развития лексической и, шире, языковой компетенции учащихся, что является важным элементом критического мышления.

Об авторе

Т. В. Федосеева
Финансовый университет
Россия


Список литературы

1. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить! / Хрестоматия по педагогической психологии: учебное пособие для студентов / сост. А.И. Красило и А.П. Новгородцева. М.: Международная педагогическая академия, 1995. С. 284-312.

2. Новиков А.И. Текст и его смысловые доминанты / под ред. Н.В. Васильевой, Н.М. Нестеровой, Н.П. Пешковой. М.: Институт языкознания РАН, 2007. 224 с.

3. Щедровицкий Г.П. Лингвистика, психолингвистика, теория деятельности [Электронный ресурс] URL: http://www.fondgp.ru/gp/biblio/rus/62/ (дата обращения 03.12.2014).


Дополнительные файлы

Для цитирования: Федосеева Т.В. ПРЕДМЕТНО-СХЕМНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ИНОЯЗЫЧНОГО ТЕКСТА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ МЫШЛЕНИЯ. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2015;(1):70-73. https://doi.org/10.12737/10504

For citation: Fedoseeva T.V. SUBJECT-SCHEMATIC REPRESENTATION OF A FOREIGN- LANGUAGE TEXT AS A WAY TO DEVELOP THINKING. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2015;(1):70-73. (In Russ.) https://doi.org/10.12737/10504

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)