Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Дидактические возможности мультимодального игрового моделирования для успешного освоения курса «Основы российской государственности» студентами вуза

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-6-6-19

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирических исследований, которые подтверждают, что одним из эффективных способов освоения образовательного модуля «Основы российской государственности» является использование различных видов мультимодального игрового моделирования на занятиях. Важно чередовать эти виды и направлять студентов на поиск решений, актуальных для них самих, их семей и нашей страны в целом. Согласно данным, без активного и целенаправленного содействия преподавателей многие современные студенты не способны эффективно использовать материалы образовательного модуля «Основы российской государственности». Многие из них не готовы воспринимать знания, содержащиеся в этом модуле, как руководство к действию или информацию о возможностях, которые у них есть. В статье описаны варианты применения мультимодального игрового моделирования, которые позволяют эффективно решать эту проблему. У студентов складывается ответственное отношение к своей судьбе и судьбе своей страны, понимание их неразрывной связи; формируется установка на самостоятельное и осмысленное определение приоритетов и увязка личных жизненных планов со стратегическими целями и задачами Отечества.

Об авторах

А. С. Огнев
Финансовый университет; ИНИОН РАН
Россия

Александр Сергеевич Огнев —  доктор психологических наук, профессор,  заместитель директора, Институт гуманитарных технологий и социального инжиниринга, факультет социальных наук и массовых коммуникаций; главный научный сотрудник, Центр политических исследований; ведущий научный сотрудник

Москва



А. А. Сучилина
Финансовый университет
Россия

 Анна Александровна Сучилина —  доцент, заместитель декана по учебной и учебно-методической работе, кафедра политологии, факультет социальных наук и массовых коммуникаций

Москва



Список литературы

1. Шатилов А. Б. Курс «Основы российской государственности» как составная часть государственной политики по формированию национальной идентичности и патриотизма у студенческой молодежи Российской Федерации. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024;14(2):24–29. DOI: 10.26794/2226-7867-2024-14-2-24-29

2. Багдасарян В. Э., Иерусалимский Ю. Ю., Лукашенко С. П. Традиционные ценности как основа нового мировоззренческого строительства России. Ярославль: Шукаева и семья; 2024. 296 с. https://elibrary.ru/pnnbfd

3. Нешков С. В. Образ будущего как средство дестабилизации внутриполитической ситуации в России. Вопросы политологии. 2021;69(5):1435–1438. DOI: 10.35775/PSI.2021.69.5.014

4. Бродовская Е. В., Парма Р. В., Лукушин В. А., Склярова Н. Ю. Деструктивное информационно-психологическое воздействие на молодежь России в социальных медиа (по материалам круглого стола). Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;13(2):12–18. DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-2-12-18

5. Селезнев П. С., Титов В. В., Баржаев Р. Р. Качество жизни как фактор поддержания устойчивости национально-государственной идентичности. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024;14(1):17–21. DOI: 10.26794/2226-7867-2024-14-1-17-21

6. Галас М. Л. Особенности политического сознания и поведения российской молодежи в условиях турбулентности миропорядка. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;13(1):111–121. DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-1-111-121

7. Шестопал Е. Б. Образ идеального будущего: нормативные представления российских граждан о власти. Вестник Томского государственного университета. 2021;(464):99–112. DOI: 10.17223/15617793/464/12

8. Домбровская А. Ю., Огнев А. С. Измерение образа будущего Российской Федерации в сознании российской молодежи: когнитивистика и киберметрия в прикладном политическом исследовании. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;13(3):128–134. DOI: 10.26794/2226-7867-2023-13-3-128-134

9. Курапова А. С., Курапов С. В. Представления о «России будущего» у студентов-первокурсников (по материалам семинарских занятий курса «Основы российской государственности»). Информация–Коммуникация–Общество. 2024;1:218–222.

10. Ильичева М. В. Образ будущего страны в представлениях студенческой молодежи России: трансформация в условиях перемен и кризисных потрясений. Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2023;(3):39–56. DOI: 10.24412/2071-6141-2023-3-39-56

11. Шайхисламов Р. Б., Асадуллина Г. Р., Садретдинова, Э. В. Образ России настоящего и будущего в представлениях юношества: смыслогемы в условиях новых вызовов и возможностей. Society and Security Insights. 2023;6(1):13–31. DOI: 10.14258/SSI(2023)1–01

12. Шинкевич В. Е. Опыт преподавания курса «Основы российской государственности» в контексте формирования патриотизма у обучающихся высшей школы. Вестник Восточно-Сибирской Открытой Академии. 2024;(53). https://www.elibrary.ru/iezsoo

13. Комаровский В. С. Видение будущего страны российской молодежью: надежды и опасения. Власть. 2021;(5):187–194. DOI: 10.31171/vlast.v29i5.8556

14. Бойко П. Е., Галустьянц Г. Л. О философско-историческом содержании курса «Основы российской государственности». Вестник Челябинского государственного университета. 2023;4(474):85–90. DOI: 10.47475/1994-2796-2023-474-4-85-90

15. Шляпина С. Ф., Помазкина В. М., Грязных А. Д. Курс «Основы российской государственности» как способ сохранения исторической памяти. Мир инноваций. 2023;27(4):111–118. https://www.elibrary.ru/knwxfw

16. Борзова Т. А. Возвращение к истокам: о подходах к преподаванию курса «Основы российской государственности» в высшей школе. Мир науки, культуры, образования. 2023;101(4):138–142. DOI: 10.24412/1991-5497-2023-4101-138-142

17. Давыденкова А. Г. Философско-мировоззренческие вопросы в вузовском курсе «Основы российской государственности». Наука. Общество. Государство. 2024;12(2):139–148. DOI: 10.21685/2307-9525-2024-12-2-14

18. Бабина О. И. Никуленков В. В. Методика преподавания семинарских занятий курса «Основы российской государственности». The Newman in foreign policy. 2023;5(74):25–29. https://www.elibrary.ru/ausgiu

19. Маханек А. Б. Ценности российского мировоззрения в содержании дисциплины «Основы российской государственности». Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки. 2024;(2):36–40. DOI: 10.46845/2071-5331-2024-2-68-36-40.

20. Белогорская Л. В. Павлова О. А., Мыкалова Е.Е Анализ уровня удовлетворенности курсом «Основы российской государственности» студентами. Вестник педагогических наук. 2024;(4):120–124. DOI: 10.62257/2687-1661-2024-4-120-124

21. Потеряева О. Б. Коммуникативные и ценностные аспекты методики преподавания курса «Основы российской государственности». Проблемы современного педагогического образования. 2023;(81–3):254–257. https://www.elibrary.ru/jmndcl

22. Салимгареев М. В. Проблемные контуры курса «Основы российской государственности» в методологическом контексте. Управление устойчивым развитием. 2024.(1):114–119. DOI: 10.55421/2499992X_2024_1_114

23. Рыбаков С. В. Предпосылки создания, цели и задачи учебного курса «Основы Российской государственности». Казачество. 2024;(74):98–107. https://www.elibrary.ru/gtfcqs

24. Шляпина С. Ф. Модель педагогического сопровождения духовного самоопределения личности студентов как одна из основ проектирования курса «Основы российской государственности». Вестник Челябинского государственного университета. 2023;(10):79–85. DOI: 10.47475/1994-2796-2023-480-10-79-85

25. Галимуллина Н. М., Вагаева О. А. Внедрение дисциплины «Основы российской государственности» в образовательный процесс высшей школы: восприятие обучающимися и методика преподавания. Научно методический электронный журнал «Концепт». 2024;(4):235–250. DOI: 10.24412/2304-120X-2024-11054

26. Юркина Н. Н. Формирование компонентов курса «Основы российской государственности» для педагогических вузов. Преподаватель XXI век. 2023;(3–1):11–19. DOI: 10.31862/2073-9613-2023-3-11-19.

27. Осин Р. С. Мировоззренческие и теоретико-методологические положения курса «Основы российской государственности»: критический анализ. Общество: философия, история, культура. 2024;(2):74–79. DOI: 10.24158/fik.2024.2.9

28. Фидарова К. К., Калабекова С. В., Погосова К. Л. Использование интерактивных методов работы при реализации дисциплины «Основы российской государственности» (на примере вузов СКФО). Культура Мира. 2024;12(36):183–188. https://www.elibrary.ru/ctmmuj

29. Никуленков В. В. Бабина О. И. Методика преподавания семинарских занятий курса «Основы Российской государственности». The Newman in Foreign Policy. 2023;6(75):25–36. https://www.elibrary.ru/ungqng

30. Галанина Н. В. Роль и значение дисциплины «Основы Российской государственности» для общегуманитарной подготовки государственных служащих. Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2024;(1):245–246. https://www.elibrary.ru/mkysqv

31. Гуляев А. А. Значимость новой дисциплины «основы российской государственности» в вузах. Власть. 2023;31(5):100–103. DOI: 10.31171/vlast.v31i5.9785

32. Зорина Е. М., Кузьмин А. В. Правовая культура студентов как результат интерактивности семинарских занятий по дисциплине «Основы российской государственности». Социология и право. 2023;15(4):493–502. DOI: 10.35854/2219-6242-2023-4-493-502

33. Borzova T. A. Дисциплина «Основы российской государственности» как базовый воспитательный потенциал образовательного процесса современной высшей школы. Мир науки, культуры, образования. 2024;(3):42–45. DOI: 10.24412/1991-5497-2024-3106-42-45

34. Королева Л. В. Учебный курс «Основы российской государственности» глазами политолога. Вопросы политологии. 2024;14(3):1163–1171. DOI: 10.35775/PSI.2024.103.3.038

35. Широкова М. А. Цивилизационный подход в содержании курса «Основы российской государственности». Актуальная культура. 2024;(1):1–12. http://journal.asu.ru/cc/article/view/15021

36. Бабаева А. В., Шмелева Н. В., Макарова А. О. «Основы российской государственности»: опыт реализации учебного курса в высшей школе. Инновации в образовании. 2024;(8):26–34. https://www.elibrary.ru/rcrnic

37. Саратовцева Н. В., Берназ М. Д., Монахов Д. Д. Курс «Основы российской государственности» и его место в учебном процессе высшей школы. Социосфера. 2024;(2):194–196. https://www.elibrary.ru/rkrwmd

38. Лапина И. Ю., Гурьев Е. П. Мировоззренческие принципы российской цивилизации в курсе «Основы российской государственности». Клио. 2023;(10):214–226. DOI: 10.51676/2070-9773_2023_09_214

39. Макарова Е. О. Курс «Основы российской государственности» как инструмент политической социализации молодежи. Педагогика современности. 2023;(3):27–31. https://www.elibrary.ru/pptkec

40. Астафьев Д. А., Годовова Е. В. Внедрение в образовательный процесс дисциплины «Основы российской государственности»: опыт Оренбургского государственного педагогического университета. Вестник Саратовского областного института развития образования. 2024;(2):52–57. https://www.elibrary.ru/rxlmeu

41. Замолоцких Е. Г., Лихачева Э. В., Огнев А. С. Мультимодальное игровое моделирование как инструмент формирования и развития универсальных компетенций. Мир образования — образование в мире. 2024;(1):124–133. DOI: 10.51944/20738536_2024_1_124

42. Батколина В. В., Лихачева Э. В., Николаева Л. П., Огнев А. С. Факторы эффективности применения игрового песочного моделирования в образовательной деятельности современных вузов. Вестник Российского нового университета. Серия: Человек в современном мире. 2024;(3):76–85. DOI: 10.18137/RNU.V925X.24.03.P.076

43. Замолоцких Е. Г., Лихачева Э. В., Николаева Л. П., Огнев А. С. Мультимодальное игровое моделирование в контексте современных глобальных вызовов. Москва: Издательство «Спутник +»; 2024. 127 с. DOI: 10.25633/6890–6

44. Фан Ц., Лихачева Э. В., Николаева Л. П., Огнев А. С. Особенности использования мультимодального игрового моделирования в ходе подготовки кадров высшей квалификации. Человеческий капитал. 2023;176(8):129–137. DOI: 10.25629/HC.2023.08.15

45. Огнев А. С., Лихачева Э. В. Практика внедрения позитивно-ориентированного субъектогенеза в систему высшего образования. Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2014;11(2):51–67. https://psy-journal.hse.ru/2014–11–2/132382405.html

46. Zernov V. A., Lobanova E. V., Likhacheva E. V., Nikolaeva L. P., Dymarchuk D. D., Yesenin D. S., Mizin N. V., Ognev A. S., Rudenko M. Y., Galoi N. Y., Sudarikova A. R. Cardiometric evidence data on human self-control of emotional states in the context of the use of metaphoric associative cards. Cardiometry. 2020;(16):55–61. DOI: 10.12710/cardiometry.2020.16.5561

47. Likhacheva E. V. Ognev A. S., Kazakov K. A. Hardiness and purposes in life of modern Russian. Middle East Journal of Scientific Research. 2013;14(6):795–798. DOI: 10.5829/idosi.mejsr.2013.14.6.2138

48. Zernov V. A., Lobanova E. V., Likhacheva E. V., Nikolaeva L. P., Ognev A. S., Rudenko M. Yu. Cardiometric confirmations of psychotherapeutic effectiveness of psychological sand modeling. Cardiometry. 2021;(19):38–42. DOI: 10.18137/cardiometry.2021.19.3842

49. Розенова М. И., Огнев А. С., Лихачева Э. В., Екимова В. И. Методы оценки эффективности Sandplay-терапии для взрослых. Современная зарубежная психология. 2022;11(4):61–72. DOI: 10.17759/jmfp.2022110406

50. Розенова М. И., Огнев А. С., Екимова В. И., Кокурин А. В. Современные антистресс-технологии в профессиях экстремального и помогающего типа. Современная зарубежная психология. 2023;12(3):19–30. DOI: 10.17759/jmfp.2023120302


Рецензия

Для цитирования:


Огнев А.С., Сучилина А.А. Дидактические возможности мультимодального игрового моделирования для успешного освоения курса «Основы российской государственности» студентами вуза. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024;14(6):6-19. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-6-6-19

For citation:


Ognev A.S., Suchilina A.A. The Didactic Potential of Using Multimodal Game Modelling to Effectively Teach the Subject of “Fundamentals of Russian Statehood” to High School Students. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2024;14(6):6-19. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-6-6-19

Просмотров: 86


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)
ISSN 2619-1482 (Online)