ЗАВИСИМОСТЬ ФАКТОРОВ ЛИЧНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОТ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК


https://doi.org/10.12737/10503

Полный текст:


Аннотация

Статья посвящена исследованию феномена социальной ответственности личности. Рассматривается проблема социальной ответственности предпринимателя. Отмечается противоречивость таких личностных характеристик предпринимателя, как индивидуализм, и запросов со стороны общества в отношении социальной ответственности предпринимательства. Сравниваются российская и западная модели реализации социальной ответственности бизнеса. Социально-экономические и политические условия оказали существенное влияние на развитие предпринимательства в России, что проявляется и в характере реализации социальной ответственности. В работе рассматриваются различные модели личной социальной ответственности, а также модели, показывающие соответствие уровней личной и корпоративной социальной ответственности. Приводятся результаты разработки авторской психодиагностической методики личной социальной ответственности. В процессе разработки методики было выделено четыре фактора, представляющих собой модель личной социальной ответственности. По результатам проведения методики выявлены гендерные различия в способах проявления социальной ответственности. Женщины при принятии решений, связанных с проявлением социальной ответственности, больше ориентированы на чувство долга и моральные обязательства. Для мужчин более характерным является рассмотрение социально ответственного поведения как бесполезного. Изучены взаимосвязи факторов личной социальной ответственности и индивидуально-психологических особенностей личности, а также ценностными ориентациями в профессиональной деятельности. Личная социальная ответственность, основанная на внешних факторах, которые способствуют повышению самооценки, связана с высокой нормативностью, ранимостью. Личная социальная ответственность, основанная на чувстве долга и моральных обязательствах, связана с неуверенностью в себе, склонностью к переживанию чувства вины, ценностью безопасности, потребностью в социальных гарантиях, а ответственность, основанная на получении выгоды в результате социально-ответственного поведения, связана с ориентацией на социальное одобрение. Дистантное отношение к социальной ответственности связано с социальной смелостью, склонностью к риску, стремлением к новизне в работе.

Об авторе

Ю. Е. Мужичкова
Финансовый университет
Россия


Список литературы

1. Коробанова Ж.В., Мужичкова Ю.Е. Представления о личностных особенностях российских бизнесменов // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2013. № 3. С. 48-55.

2. Маслов В.И. Стратегическое управление персоналом в условиях эффективной организационной культуры. М.: Финпресс, 2004. 288 с.

3. Benabout R. and Tirole J. Individual and corporate social responsibility // Economica. 2010. 77. P. 1-19.

4. Margoli J. and Elfenbein H. Do well by doing good? Don’t count on it. Harvard business Review, Social Responsibility, Special Issue on HBS Centennial. 2007. 86 (1). P. 19.

5. Orlitzky M., Schmidt F. and Rynes S. Corporate social and financial performance: a meta-analysis // Organization Studies.2003.24 (3). P. 403-410.

6. Blackman D., Kennedy M., Quazi A. Corporate social responsibility and individual resistance: learning as the missing link in implementation. Management Learning. [Электронный ресурс]: DOI: 10.1177/1350507612444392 (дата обращения: 15.12.2014).

7. Aguilera R.V., Rup, D.E., Williams C.A. and Ganapathi J. Putting the S back in Corporate Social Responsibility: a multilevel theory of social change in organization. Academy of Management Review. 2007.vol. 32 n 0.3. P. 836-863.

8. Барановская Л.А. Формирование социальной ответственности студента в социокультурном образовательном пространстве: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Чита, 2012.

9. Белов А.В. Социальная ответственность: содержание и механизм реализации: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Волгоград, 2011.

10. Supphelln M. and Nelson M.R. Developing, exploring, and validating a typology of private philanthropic decision making // Journal of Economic Psychology. 2001. 22. P. 573-603.

11. Della Vigna S., Lis, J. and Malmendie U. Testing for Altruism and Social Pressure in Charitable Giving, NBER working paper no. 15629, 2009.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Мужичкова Ю.Е. ЗАВИСИМОСТЬ ФАКТОРОВ ЛИЧНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ОТ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2015;(1):62-69. https://doi.org/10.12737/10503

For citation: Muzhichkova Y.E. THE DEPENDENCE OF THE FACTORS OF PERSONAL SOCIAL RESPONSIBILITY BY PERSONAL CHARACTERISTICS. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2015;(1):62-69. (In Russ.) https://doi.org/10.12737/10503

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)