Протестное движение «разинцев» как проявление идейно-политического противоборства «западников» и «самобытников»
https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-1-29-36
Аннотация
В статье автор, используя в качестве методологической основы утверждение В.О. Ключевского о том, что деление российского общества на «западников» и «славянофилов» (самобытников) сложилось в XVII в., делает ряд обоснованных заключений. Первое. Главной причиной массовых протестных настроений, начавшихся в 1648 г. и вылившихся в движение «разинцев», стала возросшая ориентация высшей светской и духовной власти на Европу и ее приемы социально-экономической политики. Второе. Именно эта ориентация на рыночные отношения, идущие с Запада, привела к ухудшению жизни рядовых людей. Третье. Ориентация на Европу ослабила позиции русского православия в пользу новых греческих канонов, доверия к которым после Флорентийского собора и гибели Византии было у нас минимальным. Это объяснялось тем, что на греков в России смотрели как на проводников западного влияния, направленного на разрушение России как последнего оплота истинной веры. Следствием означенных взглядов стал небывалый размах движения «разинцев», которое в эпоху правления «самобытника» Ивана Грозного просто не могло возникнуть, наоборот, в то время легко подавлялись протестные настроения «протозападников», что было понятно гражданам и с их стороны имело поддержку.
Об авторе
Н. В. АсоновРоссия
Николай Васильевич Асонов — доктор политических наук, профессор кафедры политологии,
Москва.
Список литературы
1. Ключевский В.О. Сочинения. В 9 т. Т. 3. М.: Мысль; 1988.
2. Олеарий А. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб.: Издание А.С. Суворина; 1906.
3. Платонов С.Ф. Москва и Запад. Борис Годунов. М.: Богородицкий печатник; 1999.
4. Макарий (Булгаков) м-т. История Русской Церкви. Кн.VI. М.: Изд-е Спасо-Преображенского Валаамского м-ря; 1996.
5. Андреев И.Л. Алексей Михайлович. М.: Молодая гвардия; 2003.
6. Филиппов А.Н. Учебник истории русского права. Ч. 1. Юрьев; 1912.
7. Иловайский Д.И. Новая династия. М.: Издательство Астрель: Издательство АСТ; 2003.
8. Прозоров И.А. История старообрядчества. М.: Москва—Третий Рим; 2002.
9. Богданов А.П. Старообрядцы. Старообрядчество: история, традиции, современность. 1994;(1):3–20.
10. Г.Н. Собакин. Описание восстания 1662 г. Материалы по истории СССР. Вып 3. М.: Высшая школа; 1989.
11. Багдасарян В.Э. «Второй Рим против Третьего Рима»: исторический генезис конфликта Константинопольского Патриархата и Русской православной церкви. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2019;(3):17–31. DOI: 10.18384/2310–676X2019–3–17–31
12. Каптерёв Н.Ф. Патриарх Никон и царьАлексей Михайлович. В 2 т. Сергиев-Посад; 1909–1912. Т. 2.
13. Юхименко Е.М. Правительственная политика «борьбы с расколом» и история старообрядческого движения XVII —начала XX вв. Старообрядчество: история, культура, современность. 2002;(9):2–5.
14. Соловьёв С.М. Сочинения. Кн.VI. М.: Мысль; 1991.
Рецензия
Для цитирования:
Асонов Н.В. Протестное движение «разинцев» как проявление идейно-политического противоборства «западников» и «самобытников». Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2021;11(1):29-36. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-1-29-36
For citation:
Asonov N.V. The Protest Movement of the “Razintes” as a Manifestation of the Ideological and Political Confrontation between the “Westernizers” and the “Samobytniki”. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2021;11(1):29-36. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2021-11-1-29-36