Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Философия Спинозы между Ильенковым и Негри: бытие, действие и диалектика

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-3-159-170

Аннотация

Для философии XX в. фигура Спинозы приобретает важное значение: именно в это время идеи голландского философа раскрываются в новом свете и приобретают целую плеяду интерпретаторов. В особенности это заметно в лагере марксистской философии, которая с особым вниманием пытается проследить концептуальную взаимосвязь между теориями Маркса и Спинозы. Советский философ Эвальд Ильенков отчетливо выражает в своих трудах мысль, что для современного марксизма Спиноза является актуальным мыслителем. Спиноза «опередил свое время», он мыслит диалектически и его концепции способны пролить свет на многие современные философские дискуссии. Итальянский философ Антонио Негри повторяет мотив современности Спинозы и называет его «Дикой аномалией», что выбивается из интеллектуального ландшафта той эпохи. Маркс и Спиноза оказываются в одном лагере мыслителей, но что в действительности позволяет обосновать единство этого лагеря? Реконструировать эту созвучность философии Спинозы марксисткой мысли ХХ в. невозможно без обращения к творчеству Ильенкова и Негри. Цель данной работы —  осветить актуальность и основную проблематику двух различных подходов к наследию Спинозы в марксизме XX в. Фигура Ильенкова в этом вопросе особенно интересна тем, что он идет против того течения марксистской мысли, которое старается вытеснить диалектику из самого основания материалистической философии. Уже Луи Альтюссер явно озвучивает этот поворот от диалектики в сторону изучения объективных структур, а Негри, считая диалектику скорее устаревшим философским языком, предлагает проект материалистической биополитики «общего» и имманентности бытия. Загадка диалектики в этом вопросе приобретает важное значение, поскольку Ильенков не стремится от нее отказаться, как и от наследия философии Гегеля. Проблема мышления и действия находятся в центре внимания Ильенкова, когда он прочитывает Спинозу как современного автора. Философия Ильенкова в диалоге с материализмом «имманентности» способна внести новые перспективы в изучение вопроса о рецепции Спинозы через призму современного марксизма.

Об авторе

А. Р. Третьяк
Финансовый университет
Россия

Артур Романович Третьяк —  кандидат философских наук, старший преподаватель, кафедра гуманитарных наук

Москва



Список литературы

1. Bianchi B. Marx’s reading of Spinoza: On the alleged Influence of Spinoza on Marx. Historical Materialism. 2018;26:35–58.

2. Маркс К., Энгельс Ф. Святое семейство. Сочинения. Т. 2, изд. 2-е. М.: Госполитиздат; 1955:3–230.

3. Андерсон П. Размышления о западном марксизме. М.: Common Place; 2016. 350 с.

4. Thomas P., Philosophical strategies: Althusser and Spinoza. Historical Materialism. 2002;10(3):71–113.

5. Levant A. E. V. Emancipating open Marxism: E. V. Ilyenkov’s post-cartesian anti-dualis. Historical Materialism. 2014;60:183–200.

6. Levant A. E. V. Ilyenkov and creative soviet marxism: An introduction to dialectics of the ideal. Historical Materialism. 2014;60:3–24.

7. Ильенков Э. В. Диалектическая логика. Очерки истории и теории. М.: Издательство политической литературы; 1974. 271 с.

8. Майданский А. Д.: Советский Спиноза: вера в поисках разумения. Свободная мысль. 2012;1633(5/6):124–136.

9. Oittinen V. Evald Il’enkov as an interpreter of Spinoza. Studies in East European Thought. 2005;57:319–338.

10. Morfino V. Plural temporality: Transindividuality and the aleatory between Spinoza and Althusser. Brill: Leiden; 2014. 187 p.

11. Ильенков Э. В. К докладу о Спинозе. Драма советской философии. Эвальд Васильевич Ильенков (Книга — диалог). М: Институт философии РАН; 1997:170–182.

12. Спиноза Б. Этика. СПб.: Азбука-классика. Non-Fiction; 2016. 336 с.

13. Альтюссер Л. За Маркса. М.: Праксис; 2006. 392 с.

14. Althusser L. Essays in self-criticism, London: NLB; 1976. 224 p.

15. Negri A. The savage anomaly: The power of Spinoza’s metaphysics and politics. Minneapolis: University of Minnesota Press; 1991. 277 p.

16. Хардт М., Негри A. Множество: Война и демократия в эпоху Империи. М.: Культурная революция; 2006. 559 с.

17. Negri A. Some thoughts on the use of dialectics. African yearbook of rhetoric. 2012;3(1):3–11.

18. Hardt M., Negri A. Assembly. Oxford University Press; 2017. 368 p.


Рецензия

Для цитирования:


Третьяк А.Р. Философия Спинозы между Ильенковым и Негри: бытие, действие и диалектика. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024;14(3):159-170. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-3-159-170

For citation:


Tretiak A.R. Spinoza’s Philosophy between Ilyenkov and Negri: Being, Action and Dialectics. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2024;14(3):159-170. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-3-159-170

Просмотров: 132


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)
ISSN 2619-1482 (Online)