Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Генезис «западнизма» в русском искусстве как отражение разрушения национальной политической системы

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-1-32-38

Аннотация

Цель данной статьи состоит в том, чтобы с помощью междисциплинарного анализа показать разрушительную силу реформ Петра I, направленных против России как последнего государственного оплота православно-славянского мира в пользу протестантской модели романо-германской цивилизации, которую отличало агрессивное неприятие восточного христианства. Поскольку наиболее зримым отражением всех преобразований политической системы является ее культурно-идеологическая сфера, использующая в интересах правящей элиты искусство как рабочий инструмент и атрибут самовыражения власти и ее ценностно-целевых установок, основной упор автор статьи сделал на архитектуру и показал полностью прозападный характер реформирования страны. И если до Петра I власть и общество представляли собой единое цивилизационное целое, то с конца XVII в. они стали принадлежать к изначально враждебным цивилизациям. Причем российская власть, подчинив область искусства западному влиянию, содействовала установлению у нас косвенного «иноземного ига», чем были созданы условия для роста антагонистических противоречий с обществом, завершившихся событиями 1917 г. , когда «чужая» власть была свергнута.

Об авторе

Н. В. Асонов
Московский педагогический государственный университет; Институт научной информации по общественным наукам РАН
Россия

Николай Васильевич Асонов — доктор политических наук, профессор кафедры политологии, МПГУ; ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН.

Москва



Список литературы

1. Ключевский В. О. Сочинения. В 9 т. Т. 4. М.: Мысль; 1988.

2. Крижанич Ю. Политика. М.: Новый свет; 1997.

3. Ключевский В. О. Сочинения. В 9 т. Т. 3. М.: Мысль; 1988.

4. Панченко А. М. Противостояние русской старины (веры) и новой культуры (интеллекта). Из истории русской культуры. Т. III (XVII — начало XVIII века). М.: Языки русской культуры; 2000.

5. Милюков П. Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. Т. 3. М.: Прогресс-Культура; 1995.

6. Смолич И. К. История русской церкви. 1700–1917. Ч. I. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря; 1996.

7. Саваренская Т. F., ред. Архитектурные ансамбли Москвы XV — начала ХХ веков: принципы художественного единства. М.: Стройиздат; 1997.

8. Олеарий А. Описание путешествия в Московию. Россия XV–XVII вв. глазами иностранцев. Л.: Лениздат; 1986.

9. Яковлева Н. А. Русское иконописание. Благодатный образ на Руси и в России. М.: Белый город; 2010.

10. Прокопович Феофан. Слова и речи. URL: https://elibrary.tambovlib.ru/?ebook=3248&ysclid=lsa4vpq2hv785414310#n=0


Рецензия

Для цитирования:


Асонов Н.В. Генезис «западнизма» в русском искусстве как отражение разрушения национальной политической системы. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2024;14(1):32-38. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-1-32-38

For citation:


Asonov N.V. Westernism Genesis in Russian Art as a Reflection of the Fatality of National Policy. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2024;14(1):32-38. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2024-14-1-32-38

Просмотров: 212


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)
ISSN 2619-1482 (Online)