Preview

Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета

Расширенный поиск

Применение компетентностного подхода в воспитательной и образовательной деятельности

https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-6-22-29

Аннотация

В результате развития общества, формирования новых информационных полей и форм взаимодействия приобретают актуальность дискуссии о том, какие принципы и компоненты должны составлять основу мероприятий, нацеленных на воспитание молодежи на разных уровнях подготовки и обучения в образовательных организациях. Особое внимание исследователей в данном контексте получил компетентностных подход, сущность которого сводится к всесторонней проработке навыков и умений молодых людей, которые могут применяться в условиях динамично развивающегося общества. Цель работы —  анализ существующих форм компетентностного подхода к формированию знаний и навыков молодежи на базе образовательных организаций, а также выработка рекомендаций по дальнейшему устройству системы воспитания и образования. Исследование проводилось с применением общенаучного и специального научного инструментария: диалектического подхода, методов дедукции и индукции, а также графической интерпретации. Методология. В качестве источников использовались работы зарубежной и отечественной научных школ, посвященные исследованию методик формирования компетенций среди молодых людей на разных этапах воспитания и образования. Результаты. Авторами представлена модель развития социальной компетентности молодежи, сформулированы рекомендации, нацеленные на дальнейшее повышение качества методик.

Об авторах

Ю. М. Грузина
Финансовый университет
Россия

Юлия Михайловна Грузина —  кандидат экономических наук, доцент, доцент департамента менеджмента факультета «Высшая школа управления».

Москва



Х. П. Харчилава
Финансовый университет
Россия

Хвича Патаевич Харчилава —  кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Института управленческих исследований и консалтинга факультета «Высшая школа управления».

Москва



Список литературы

1. Kühn K. Enhancing social competence for disadvantaged youth in pre-vocational education: Model development through design-based research. International Journal for Research in Vocational Education and Training. 2017;4(4):346–68. DOI: https://doi.org/10.13152/IJRVET.4.4.3

2. Junge C., Valkenburg P., Deković M., Branje S. The building blocks of social competence: Contributions of the consortium of individual development. Developmental Cognitive Neuroscience. 2020;(45):1–10. DOI: https://doi.org/10.1016/j.dcn.2020.100861

3. Gedvilienė G., Gervienė S., Pasvenskienė A. The social competence concept development in higher education. European scientific journal. 2014;10(28):36–49.

4. Данакин Н. С., Замараева М. В. Концептуализация понятия «социальная компетентность». Миссия конфессий. 2020;9(2):241–245.

5. Hemmeter M., Fox L. The teaching pyramid: A model for the implementation of classroom practices within a program-wide approach to behavior support. NHSA Dialog. 2009;12(2):133–147. DOI: https://doi.org/10.1080/15240750902774718

6. Ермоленкова Г. В., Преображенская Е. В. Педагогические условия становления социальной компетентности подростков: сущность, особенности, риски. Современные наукоемкие технологии. 2019;(12– 2):345–349.

7. Tabassum R., Akhter N., Iqbal Z. Relationship between social competence and academic performance of university students. Journal of Educational Research. 2020;23(1):111–130.

8. Malti T., Noam G. Social-emotional development: From theory to practice. European Journal of Developmental Psychology. 2016;13(6):652–65.

9. Denham S., Wyatt T., Bassett H., Echeverria D., Knox S. Assessing social-emotional development in children from a longitudinal perspective. Journal of Epidemiology & Community Health. 2009;63(1):37–52.

10. Botirova M., Seytsaliyeva I. Formation of the ability of primary school students to evaluate and diagnose the future professional activity of the child. European Journal of Research Development and Sustainability. 2021;2(4):68–70.

11. Breil S., Mielke I., Ahrens H., Geldmacher T., Sensmeier J., Marschall B., Back M. Predicting actual social skill expression from personality and skill self-concepts. Journal of Intelligence. 2022;10(3):48. DOI: https://doi.org/10.3390/jintelligence10030048

12. García-Carrión R., López de Aguileta G., Padrós M. Implications for social impact of dialogic teaching and learning. Frontiers in psychology. 2020;(11):140. DOI: https://doi.org/10.3389/fpsyg.2020.00140

13. Lozano R., Merrill M., Sammalisto K., Ceulemans K. Connecting competences and pedagogical approaches for sustainable development in higher education: A literature review and framework proposal. Sustainability. 2017;9(10):1889.

14. Mavlonov R. Integration of pedagogical approaches and their application in the educational process. Central Asian Journal of Social Sciences and History. 2022;3(6):25–27.

15. Sunaryo H., Makkasau A., Damayanti D. Social competency development, arts and methods of collaborative learning: An overview. Res Militaris. 2023;13(2);3755–3761.

16. Daineko L., Reshetnikova O. Project method — an effective instrument for developing competencies of future professionals. European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2020;(1–20):221–230. DOI: 0.15405/epsbs.2020.12.03.23

17. Ayitbaevich K. Technological Issues of the Formation of Social Competencies of Students. Central Asian Journal of Literature, Philosophy and Culture. 2021;2(9):32–36. DOI: https://doi.org/10.47494/cajlpc.v2i9.202

18. Huang Y., Silitonga L., Wu T. Applying a business simulation game in a flipped classroom to enhance engagement, learning achievement, and higher-order thinking skills. Computers & Education. 2022;(183):1– 21. DOI: https://doi.org/10.1016/j.compedu.2022.104494

19. Hartt M., Hosseini H., Mostafapour M. Game on: Exploring the effectiveness of game-based learning. Planning Practice & Research. 2020;35(5):589–604.

20. Гаврилюк В. В., Голиков И. Н. Роль молодежи в инновационном преобразовании России. Теория и практика общественного развития. 2015;(7):33–35.


Рецензия

Для цитирования:


Грузина Ю.М., Харчилава Х.П. Применение компетентностного подхода в воспитательной и образовательной деятельности. Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2023;13(6):22-29. https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-6-22-29

For citation:


Grusina Yu.M., Kharchilava K.P. Application of Competency-based Approach in Upbringing and Educational Activities. Humanities and Social Sciences. Bulletin of the Financial University. 2023;13(6):22-29. (In Russ.) https://doi.org/10.26794/2226-7867-2023-13-6-22-29

Просмотров: 284


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2226-7867 (Print)
ISSN 2619-1482 (Online)